Артур Бетербиев побил карты
Российский боксер одержал 19-ю подряд победу нокаутом, справившись с Энтони Ярдом
Выдающийся российский боксер Артур Бетербиев продлил свою феноменальную серию досрочных побед до 19 и защитил чемпионские титулы Международной боксерской федерации (IBF), Всемирного боксерского совета (WBC) и Всемирной боксерской организации (WBO) в полутяжелом весе (до 79,4 кг), справившись в Лондоне с британцем Энтони Ярдом в шикарном поединке. В нем Бетербиеву было временами очень непросто, после семи раундов он уступал жутко неудобному сопернику по очкам, но в восьмом все-таки отправил его в нокаут.
Среди VIPов, которым повезло увидеть бой на Wembley Arena находясь рядышком с рингом, был легендарный промоутер Боб Арум. Недавно справивший 91-летие и за свою долгую карьеру в боксе видевший кучу великих схваток, он без колебаний включил эту в число именно величайших. «Величайших, по крайней мере, в истории полутяжелого веса»,— уточнил он, делясь ощущениями с ESPN и нисколько не боясь, что его осадят: ну, все-таки формально «афиша» у события ведь была не то чтобы ядерной, слепящей глаза. Но не всегда в «афише» дело.
Ощущения у всех в зале — и людей, посвятивших боксу всю жизнь, и у дилетантов — должны были оказаться примерно одинаковыми.
Это был эталонный с любой точки зрения поединок, наполненный до краев всем, что нужно для того, чтобы он надолго врезался в память,— интригой, крутыми сюжетными поворотами, кровью, атмосферой.
Его шумовое оформление походило на футбольное. Запели трибуны довольно быстро, после длившегося пару минут напряженного ожидания, кажется, вызванного тем, что мало ведь кто на самом деле понимал: а в состоянии ли Энтони Ярд с его мизерным опытом больших боев, уже однажды, в 2019 году, проигравший нокаутом знаменитому российскому панчеру Сергею Ковалеву, хотя бы более или менее на равных конкурировать с неуязвимым монстром с нечеловеческим талантом разрушителя, который укладывает на ринг крепчайших из бойцов, который умеет преодолевать кажущиеся железобетонными преграды? Ярд давал поводы рассчитывать на себя. Веские проводы, потому что, все время отступая к канатам под привычным танковым натиском Артура Бетербиева — с виду простым, читаемым, но работающим всегда, огрызался так больно, что это не походило на глухую оборону с единственным желанием дотянуть до перерыва. А неожиданный апперкот левой от британца заставил публику забиться в экстазе: он намекал на что-то острое, перченое.
Дальше все было еще интереснее. Во втором раунде Ярд очутился в углу, загнанный вроде бы в захлопнувшуюся мышеловку, вынужденный терпеть страшные удары Бетербиева правой, но выбрался из нее и пару раз попал. В третьем вытерпел плотные джебы россиянина и сам недурно применил джеб.
В четвертом раунде российский феномен взвинтил темп, а те, кто переживал за него, наверняка подумали, что все пройдет по привычному сценарию. В биографии Бетербиева было немало поединков, в которых он шел именно по такому графику — позволяя на старте оппонентам выглядеть на своем фоне вполне пристойно, но потом, вдруг переключив режим, превращая их в покорных судьбе жертв. А после очередных попаданий Бетербиева с правой ноги Ярда точно слушались далеко не идеально.
Но он опять все перетерпел, чтобы в пятом раунде предстать уже не жертвой, а злым охотником, окунающимся с головой в рубку с опасным хищником и в ней наносящим хищнику такой урон, что может возникнуть впечатление, будто он вот-вот рухнет. Впрочем, лондонский бой еще раньше прямо указал на то, что впечатлениям в нем доверять не стоит. Под занавес этого грозящего вылиться для него в катастрофу раунда Артур Бетербиев буквально за полтора десятка секунд вернул Энтони Ярду примерено такое же число ударов, что только что пропустил.
Телекамеры во время отдыха с удовольствием выцеливали крупные планы лиц бойцов, чтобы как можно убедительнее показать цену, которую они платят, создавая этот шедевр. У Ярда все лицо было уже заплывшим — ни единого живого места, у Бетербиева оно было в крови, хлеставшей в основном из-за рассечения над левым глазом. А британские комментаторы, не сдерживая эмоции, пытались спрогнозировать, к чему этот восхитительный поединок может вырулить. И приходили, конечно, к выводу, что прогнозы бессмысленны: ну да, Энтони Ярд допускает многовато ошибок, защита все еще не его конек, но дерется-то он как лев! И пока все у аутсайдера получается даже лучше, чем можно было себе представить.
Получалось и после этого раунда. В шестом чемпион и претендент были достойны друг друга. В седьмом Энтони Ярд достал Артура Бетербиева справа, напропускал в ответ, но перед паузой опять поставил зрителей на уши новым «взрывом». Господи, да все эти несколько тысяч человек обязаны были поверить в тот момент в то, что он готов совершить чудо, пусть и не знали счета на судейских картах. А на двух из них впереди, между прочим, был Ярд — с небольшим, почти символическим перевесом, но бой-то проходил на его территории, и она могла, разумеется, стать важным фактором при интерпретации арбитрами концовки, могла послужить причиной все же наградить британца солидным бонусом за смелость.
А вскоре все эти несколько тысяч человек дружно замолчали, увидев, как реальность в щепки разбивает их сладкие грезы. В действительности для любого эксперта, хорошего знакомого со стилем Артура Бетербиева, со спецификой его дара, развязка была родившейся отнюдь не на пустом месте.
Это был классический для него нокаут — не шальной, скроенный из сумасшедшего озарения, а созревавший постепенно, может быть, незаметно для невооруженного глубокими знаниями постороннего взгляда.
Соперник с виду хорош, бодр, но он ведь под этим жутким давлением, как ни крути, устает, потихоньку теряет энергию и концентрацию. А лучше Бетербиева ловить момент такой ее потери, когда надо добивать, не умеет, возможно, никто в современном боксе, что он доказывал неоднократно. Так что в этом смысле в Лондоне не случилось ничего нового.
Но со стороны картина была в любом случае безумно красивой. Маленький, на первый взгляд безобидный провал Энтони Ярда — из таких ситуаций прежде он выкручивался легко. Но на сей раз за провалом — короткий удар правой, выводящий британца из равновесия. За ним — еще один, укладывающий претендента на настил. Рефери Стив Грей разрешил Ярду продолжить выступление после нокаута, но, едва поединок возобновился, тренер Тунде Аджайи попросил Грея матч остановить. Энтони Ярд с его ватными ногами и растерянным взглядом против 19-й досрочной победы Артура Бетербиева в 19 профессиональных боях не возражал.
Через четверть часа они, улыбаясь, обнимались друг с другом, прекрасно отдавая себе отчет в том, насколько классное шоу устроили. А Бетербиев, говоря о своих планах, естественно, сообщал о том, что хочет поединка с еще одним экстраординарным по способностям российским полутяжем Дмитрием Биволом, владельцем пояса Всемирной боксерской ассоциации (WBA), то есть боя за статус абсолютного чемпиона мира. Логичнее, правильнее желания не придумаешь. Только вот ESPN, комментируя его, напоминал о том, что у Бивола на повестке дня матч в сентябре против мексиканца Сауля Альвареса, поверженного им прошлой весной. И значит, похоже, главного события века в полутяжелом весе ждать придется до 2024 года.