Смещение фокуса на импортозамещение и цифровизацию производств значительно увеличило кадровые потребности предприятий горнодобывающей промышленности. По данным hh.ru, на одного выпускника — горного инженера приходится более трех вакансий. Уральский государственный горный университет (УГГУ) поддерживает актуальную линейку образовательных продуктов, адаптируя ее под меняющиеся интересы компаний и рыночные тренды. В этом году вуз проводит конкурс по отбору новых образовательных проектов среди всех уровней обучения.
Ректор УГГУ Алексей Душин на презентации новых образовательных проектов университета
Фото: Пресс-служба УГГУ
Ректор УГГУ Алексей Душин на презентации новых образовательных проектов университета
Фото: Пресс-служба УГГУ
События 2022 года, в том числе на рынке труда, вызвали у предприятий горнодобывающей промышленности высокую потребность в специалистах, обладающих актуальными знаниями и навыками, в том числе в части цифровизации и автоматизации производств. Сервис hh.ru зафиксировал высокий спрос на горных инженеров — на одного специалиста приходится более трех вакансий.
Как рассказали в пресс-службе УГГУ, в вуз ежегодно поступает около 900 заявок на трудоустройство, по некоторым направлениям спрос на выпускников значительно превышает предложение. Так, по направлению «Машиностроение» приходится четыре вакансии на человека, по направлению «Электроэнергетика и электротехника» — три вакансии, по направлениям «Открытые горные работы» и «Подземная разработка рудных месторождений» — по две вакансии. «В связи с повсеместной цифровизацией производств и всех сфер жизни наибольшей популярностью среди абитуриентов пользуются направления, связанные с ИТ-блоком: “Автоматизация технологических процессов и производств”, “Информатика и вычислительная техника”, “Информационные системы и технологии”»,— уточнили в вузе.
По словам ректора Алексея Душина, перемены повлияли не только на интересы абитуриентов, но и на научно-исследовательскую деятельность и студенческую жизнь.
«Нам, как и всем остальным российским вузам, пришлось решать вопросы, связанные с изменением горизонта планирования развития бизнеса, логистикой, импортозамещением, смещением векторов в работе. На все это вузам необходимо было найти адекватные ответы»,— пояснил он.
Все образовательные программы УГГУ содержат модули «цифровых» дисциплин
Фото: Пресс-служба УГГУ
Все образовательные программы УГГУ содержат модули «цифровых» дисциплин
Фото: Пресс-служба УГГУ
Горный университет актуализировал более 70 реализуемых образовательных программ и, кроме того, инициировал еще несколько новых образовательных проектов. Для этого в начале года среди выпускающих кафедр был объявлен конкурс для всех уровней обучения: среднего профессионального, высшего и дополнительного образования. Он будет проходить в три этапа: прием заявок, презентация проекта на стратегической сессии, подведение итогов. Как сообщили в пресс-службе УГГУ, всего на конкурс было подано свыше 30 заявок.
Наполнение программ и перечень основных профессиональных компетенций выпускников определяют преподавательские коллективы кафедр в зависимости от запросов потенциальных работодателей — будут учтены кадровые ожидания предприятий и их задачи по повышению эффективности производств. Кроме того, новые образовательные продукты должны быть нацелены на реализацию стратегических проектов, лежащих в основе программы развития Горного университета: «Новые технологии поиска и добычи минерального сырья», «Новые инструменты минимизации экологической нагрузки предприятий горно-металлургического и нефтегазового комплексов и их инфраструктуры», «Цифровые производственные технологии» и «Новая инженерная школа для промышленности».
Индустриальные партнеры УГГУ принимают участие в обновлении учебных классов и лабораторий
Фото: Пресс-служба УГГУ
Индустриальные партнеры УГГУ принимают участие в обновлении учебных классов и лабораторий
Фото: Пресс-служба УГГУ
Одним из ключевых требований также является практикоориентированность обучения. То есть проекты должны предусматривать освоение студентами проектной деятельности, иметь ряд «цифровых» дисциплин и включать в себя прохождение практик и стажировок.
«Оптимальное инженерное образование сегодня — это органичное сочетание фундаментальной и технической подготовки; теоретических и прикладных модулей, в разработке которых принимают участие работодатели; творческих направлений и внеучебных программ для активного развития студенческой жизни»,— отметил господин Душин.
Конкурс проводится за счет гранта федеральной программы академического лидерства «Приоритет-2030». После определения победителей средства гранта (около 100 млн руб.) будут направлены на приобретение необходимого оборудования и программного обеспечения, а также на организацию стажировок. Отметим, в прошлом году УГГУ также выиграл грант федеральной программы. Большая часть средств была потрачена на закупку современного оборудования, модернизацию лабораторной базы вуза и обновление образовательной инфраструктуры.
Поскольку обновление образовательных программ УГГУ происходит в соответствии с запросами реального сектора экономики, то индустриальные партнеры вуза не только поддерживают, но и сами выступают инициаторами подобных проектов. Как рассказали в пресс-службе университета, в прошлом году к реализации программы развития УГГУ активно привлекались члены попечительского совета, в частности, Уралмашзавод, УГМК, РМК, Ураласбест, Березовский рудник, Машиностроительный завод им. М.И. Калинина (МЗиК), Современные горные технологии.