Если в НАТО, так альянсом
Премьер Финляндии защитила шведского коллегу и планы двух стран по одновременному вступлению в НАТО
Премьер-министры Швеции и Финляндии, с глазу на глаз обсудив перспективы присоединения своих стран к НАТО, заверили, что намерены стать частью альянса одновременно, несмотря ни на что. Визит главы финского правительства Санны Марин в Стокгольм состоялся на фоне скандала с сожжением Корана в шведской столице, из-за которого президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган наотрез отказался одобрять заявку королевства на вступление в НАТО. На прошлой неделе в Хельсинки допустили, что могут стать частью военного блока, не дожидаясь соседа. Однако в Стокгольме Санна Марин заверила, что Финляндия Швецию не бросит. Большинство финнов при этом ее точку зрения не разделяют.
Санна Марин оказалась первым зарубежным главой правительства, побывавшим в Стокгольме у своего коллеги Ульфа Кристерссона с момента его вступления в должность осенью 2022 года. В ближайшие полгода Швеция председательствует в Евросоюзе, поэтому высоких гостей у господина Кристерссона скоро будет предостаточно, однако визит госпожи Марин имел для него и всего королевства особое значение. Несмотря на обширную повестку встречи, центральными темами которой заявлялись председательство Швеции в ЕС и ситуация в сфере безопасности, общественность, конечно, больше волновало, о чем договорились политики в контексте возникших препятствий на пути их стран в НАТО.
Накануне переговоров Ульф Кристерссон, комментируя предстоящий диалог, как бы среди прочего напомнил, что Стокгольм и Хельсинки «рука об руку движутся» в альянс. И если еще полгода назад на это замечание никто бы не обратил внимания — как-никак страны изначально собирались вступать в НАТО только одновременно, то сейчас фраза шведского политика становилась чуть ли ни ключевой в преддверии визита Санны Марин. Перед переговорами в Стокгольме президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара не одобрит заявку Швеции в НАТО, зато у Финляндии есть все шансы получить турецкое согласие.
«Швеции не следует тратить время впустую. Пока ты будешь позволять сжигать наше священное писание — Коран, рвать его, а на этом фоне будут бездействовать твои правоохранители, мы не скажем "да" твоему вступлению в НАТО. В то же время у нас положительное отношение в этом вопросе к Финляндии»,— подчеркнул турецкий лидер.
На прошлой неделе после случившегося в Стокгольме инцидента министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто публично допустил сценарий, при котором республика будет решать вопрос присоединения к альянсу самостоятельно, не дожидаясь соседа.
В тот же день дипломат попытался аккуратно опровергнуть самого себя, заверив, что совместное вступление в НАТО по-прежнему в приоритете (см. “Ъ” от 25 января).
Впрочем, как пояснил Юка Рахконен — руководитель исследования, проведенного компанией Taloustutkimus и опубликованного в газете Ilta-Sanomat, господин Хаависто «просто сказал вслух то, о чем многие думают». Согласно опросу, 53% финнов уверены, что будущее членства их страны в военном блоке не должно зависеть от Швеции. Лишь 28% считают, что присоединяться к альянсу надо только одновременно с королевством, как это и было запланировано. Еще 19% не определились. По словам господина Рахконена, число сторонников скорейшего вступления в НАТО будет расти, поскольку в обществе ощущают, что «часики тикают, время идет, многие, вероятно, думают, что окно в НАТО может закрыться».
Совместную пресс-конференцию по итогам переговоров Ульф Кристерссон и Санна Марин начали с рассказов о том, как важно работать над укреплением европейской безопасности и усиливать поддержку Украины. Лишь в третью очередь оба премьера признались, что во время встречи обсуждали перспективы вступления в НАТО. И, по заверениям обоих, несмотря на возникшие сложности, они по-прежнему намерены стать членами альянса одновременно. И хотя выступавшие говорили об этом вполне уверенно, стараясь будто бы даже не акцентировать внимание на проблеме, собравшихся в зале журналистов домашние заготовки политиков не убедили. В итоге все вопросы в той или иной степени свелись именно к членству двух стран в НАТО. Что, кажется, расстраивало господина Кристерссона, который явно с большим удовольствием рассказал бы о планах Швеции «сделать Европу свободнее и безопаснее», и в какой-то момент чуть было не рассердило госпожу Марин.
По словам премьера Финляндии, обе страны решили вступить в НАТО после начавшегося российско-украинского конфликта, и отступать от намеченного плана не собираются.
Не смутил Санну Марин и опрос общественного мнения, по которому большинство финнов не хотят ждать Швецию (о социологическом исследовании напомнили журналисты в зале пресс-конференции). «Мы послали четкий сигнал: мы вступаем вместе»,— отрезала глава финского правительства.
Но твердость гостьи из Хельсинки не успокаивала собравшихся.
В какой-то момент Ульф Кристерссон начал походить на обвиняемого, а Санна Марин на его адвоката.
Шведский премьер уверял, что Стокгольм намерен выполнять условия трехстороннего меморандума с Хельсинки и Анкарой (см. “Ъ” от 29 июня 2022 года) и даже прямо сейчас готовится ужесточить антитеррористическое законодательство. Политик надеется, что нововведения, которые могут вступить в силу уже в марте, удовлетворят Турцию.
«Давайте успокоимся, сядем, вернемся к обсуждению»,— почти взмолился Ульф Кристерссон, непонятно к кому обращаясь — то ли к Турции, то ли к атаковавшим его и госпожу Марин журналистам. «В Финляндии вот нельзя сжигать Коран»,— отметил один из корреспондентов. «Не только Коран, Библию тоже нельзя. Вообще не сжигайте ничего публично в Финляндии»,— сказала Санна Марин. «Но как долго мы будем ждать Швецию?» — по новому кругу пустились пытать своего премьера финские журналисты.
«Слушайте, мне не нравится эта атмосфера, когда Швеция представляется каким-то проблемным ребенком в школьном классе,— строго сказала мама пятилетней дочки и по совместительству премьер Финляндии.— Швеция выполняет все требования. Это в интересах НАТО, чтобы Финляндия и Швеция вступили в НАТО одновременно. Есть реальные причины, почему мы должны сделать это вместе». Санна Марин подчеркнула, что Швеция — «самый близкий сосед» Финляндии, и она его не бросит. После этого благодарный Ульф Кристерссон объявил пресс-конференцию завершенной и приобнял коллегу. После этого премьеры спешно покинули зал, кажется, так и не удовлетворив любопытство общественности и СМИ.