4 февраля 1873 года родился Михаил Пришвин — «певец русской природы». Помимо литературы, писатель увлекался фотографией, часто иллюстрируя произведения собственными снимками. Размышления и архивные фото философа и публициста — в фотогалерее «Ъ».
«Если уцелеют мои снимки до тех пор, когда у людей начнется жизнь "для себя", то мои фото издадут и все будут удивляться, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни. Да, вот если бы все люди стали заниматься тем, что каждый из них любит, для чего каждый рожден,— что бы это было!»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Вы спрашиваете, почему я так много пишу о животных и так мало о человеке, я вам открою причину: сердца не хватает на человека»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Вчера Фаворский сказал, что фотография передает случай, а живопись событие... и что на этом пути фотография, конечно, может считаться самостоятельным искусством»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Светопись, или, как принято называть, фотография, тем отличается от больших искусств, что постоянно обрывает желанное, как невозможное, и оставляет скромный намек на сложный, оставшийся в душе художника план, и еще, самое главное, некоторую надежду на то, что когда-нибудь сама жизнь в своих изначальных истоках прекрасного будет "сфотографирована" и достанется всем»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Красит человека только любовь, начиная от первой любви к женщине, кончая любовью к миру и человеку,— все остальное уродует человека, приводит его к гибели, то есть к власти над другим человеком»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Ранней весной никому нельзя к погоде приспособиться: лови мгновенье, как дитя, и будь счастлив. А вся-то беда людей и состоит в том, что они привыкают ко всему и успокаиваются»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Большие люди, думаешь, сами расписываются на страницах истории и у них имеется множество слуг, которые не дадут им исчезнуть. Но тихий, скромный человек так-таки и сходит на нет, такой хороший, милый мне человек, и вот нет никому до него дела. Досада вызывает новые силы, и думаешь — а вот оттого и не дам я тебе от нас исчезнуть, живи, любимый человек, живи»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Любовь похожа на море, сверкающее цветами небесными. Счастлив, кто приходит на берег и, очарованный, согласует душу свою с величием всего мира... Но другой приходит к морю не с душой, а с кувшином и, зачерпнув, приносит из всего моря только кувшин, и вода в кувшине бывает соленая и негодная. "Любовь — это обман юности",— говорит такой человек и больше не возвращается к морю»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Спрашивать писателя о "тайнах его творчества", мне кажется, все равно, что спрашивать от козла молока. Дело козла полюбить козу, давать молоко — это дело козы»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Попробуйте так вдумчиво прочитать хотя бы за один день наши центральные газеты, и вы тогда, я уверен, вроде меня оденетесь в противогаз Пушкина»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Доброе дело надо делать или с совершенно холодным расчетом, или же беспамятно: сделал на ходу и забыл. Но когда сделавший чувствует некоторую усладу и приятность, то тогда всегда это доброе дело ему потом обернется злом»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«До последней крайности надо беречься пользоваться философическими понятиями и держаться языка, которым мы перешептываемся обо всем с близким другом, понимая всегда, что этим языком мы можем сказать больше, чем тысячи лет пробовали сказать что-то философы и не сказали… Вот к чему и сказал мудрец: бойся философии, то есть бойся думать без участия сердца»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Было у нас в России два великих обмана свободы: одна свобода крестьянская, кончилась свободой без земли, другая свобода, рабочая, свободой без образования»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«А я думаю, никто не судит, не распределяет, и дорога в рай или ад для всех свободна. Большинство просто не находит никакого удовольствия себе в раю и предпочитает идти в ад, где вино, карты и все удовольствия. Но я думаю, если хорошенько взяться, можно многих захватить с собой в рай, и это есть творчество»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Не о том я говорю, чтобы мы, взрослые, сложные люди, возвращались к детству, а к тому, чтобы в себе самих хранили каждый своего младенца, не забывали о нем никогда и строили жизнь свою, как дерево: эта младенческая первая мутовка у дерева всегда наверху, на свету, а ствол — это его сила, это мы, взрослые»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Дарвин, как прислуга у господ, подсмотрел в делах божиих обыкновенность его творчества»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Главное горе портретной фотографии — это что люди стремятся изобразить собой, что они "снимаются". А в литературе этому точно соответствует, когда писатели "сочиняют". Пошлее этого сочинительства нет ничего на свете»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля
«Назначение человека на земле — нарушить весь естественный порядок жизни и создать свой»
Фото: Михаил Пришвин / ГМИРЛИ им. В. И. Даля