5 февраля исполнилось 145 лет со дня рождения французского промышленника Андре Ситроена, одного из самых успешных автопроизводителей Европы 1920-х годов. О нем и о том, какие автомобили он выпускал — в фотогалерее «Автопилота».
Французский инженер и промышленник Андре Ситроен родился 5 февраля 1878 года в Париже. Он разбогател еще в начале ХХ века благодаря производству шевронных зубчатых колес, применявшихся в промышленности, а в 1915 году наладил массовое производство боеприпасов по конвейерному методу Форда
Фото: Библиотека Конгресса США
В 1919 году опыт и известность позволили Андре Ситроену наладить массовое производство автомобилей. На фото — сборочная линия Citroen
Фото: Citroen
Первой моделью Citroеn стал Type A, продажи начались в 1919 году. Это первый европейский автомобиль с электрическими фарами и стартером. На фото: Андре Ситроен представляет Type A своей семье, 1919 год
Фото: Citroen Origins / Citroen Origins
В 1922 году появилась вторая модель — Citroеn 5HP Type C, которая получила прозвище Citron, что переводится как «Лимон». В слове Citron — намек и на название марки, и на цвет модели
Фото: Citroen Origins
Андре Ситроен был особо изобретателен в том числе и в рекламном деле. Например, во время проведения Парижского автосалона 1922 года он написал имя своей компании в небе над Парижем при помощи самолета
Фото: Citroen
Не менее мощным рекламным ходом был затеянный Ситроеном автопробег на вездеходах Citroеn с севера на юг Африки, через все колониальные владения Франции, который вызвал небывалый интерес. На фото: Андре Ситроен у карты автопробега через Сахару, осень 1922 года
Фото: Citroen Origins
В экспедиции участвовали десять смельчаков на пяти вездеходах. Автомобили были двухместными, у каждого — свое имя: «Золотой Скарабей», «Серебряный полумесяц», «Летающая черепаха», «Бык Апис» и «Ползущая гусеница»
Фото: Citroen Origins
У экспедиции был и живой талисман, белый терьер Флосси, который не только преодолел 3 тыс. км по пустыне, но и стал прототипом собачки Милу в серии комиксов про Тинтина
Фото: Citroen Origins
Citroеn B2 Сaddy начали выпускать в 1923 году, он стал первым европейским автомобилем, выведенным в массовое производство, и предлагался в 30 различных типах кузова
Фото: Citroen Origins
В 1928 году появилась модель Citroеn C6, и это был первый автомобиль Андре Ситроена с двигателем, у которого было шесть цилиндров. Как обычно, модель предлагалась в разных типах кузова. На фото: Citroеn C6 G 1931 года, который был самым роскошным вариантом модели
Фото: Citroen Origins
Среди клиентов Ситроена были и политики, и чиновники. На фото — министр торговли и промышленности Франции Луи Серр, 1933 год
Фото: Citroen Origins
Андре Ситроен активно развивал внедорожное направление, популяризируя свой гусеничный автомобиль типа P17
Фото: Citroen Origins
Эта машина предполагала очень широкое применение
Фото: Citroen Origins
С помощью этой машины можно было возделывать целину
Фото: Citroen Origins
Или взять с собой в дорогу передвижной дом
Фото: Citroen Origins
Передние колеса могли дополняться лыжами для езды по снегу. На фото: вездеход Citroеn на перевале Коль-де-Монте в Французских Альпах
Фото: Citroen Origins
Андре Ситроен был приверженцем инноваций и ценил талантливых инженеров, и потому давал им возможность творить
Фото: Citroen Origins
Но Ситроен был и отличным маркетологом, привлекая внимание к инновациям в автомобилях с помощью громких рекламных акций. Среди них — знаменитые «Экспедиции Citroеn». Например, автопробег «Миссия в Центральную Азию»
Фото: Citroen Origins
После завершении «Миссии» в 1933 году в Париже состоялась премьера документального фильма «Желтый рейд» и другие связанные с этой экспедицией «активности». На фото: афиша фильма «Желтый рейд»
Фото: Citroen Origins / Citroen
В 1932 году была представлена модель Rosalie. Среди инноваций этого автомобиля — воплощенная идея Андре Ситроена использовать двигатель на упругой подвеске. Суть в том, чтобы смягчить вибрации от двигателя путем установки между двигателем и шасси резиновых блоков
Фото: Citroen Origins
Модель Citroеn Rosalie имела множество модификаций. На фото: брошюра автомобиля
Фото: Citroen Origins
В апреле 1934 года состоялась презентация новинки — Citroеn Traction 7. Это был первый переднеприводый автомобиль и первый автомобиль с кузовом монококом в серийном производстве
Фото: Citroen Origins
Андре Ситроен ожидал от новой модели большого успеха. Для производства новинки была снесена часть строений на фабрике и возведены новые корпуса. На фото: изображение завода из брошюры Citroеn Traction 7
Фото: Citroen Origins
При разработке Citroеn Traction 7 особое внимание уделялось безопасности. Считается, что Андре Ситроен первым использовал слово «безопасность» применительно к автомобилю
Фото: Citroen Origins
Затраты на разработку новой модели и инвестиции в модернизацию завода на фоне пришедшего из США во Францию экономического кризиса привели в 1934 году к банкротству компании, которая отошла своему главному кредитору — компании Michelin. И именно за счет успеха Traction компания Citroеn смогла снова «встать на ноги». На фото: Андре Ситроен и братья Мишлен, 1931 год
Фото: Citroen Origins
Меньше чем через год после потери компании Андре Ситроен умер — это случилось 3 июля 1935 года, причиной стала тяжелая болезнь — рак желудка. На фото: Андре Ситроен со своей женой Джорджинлй, 1920 год
Фото: Библиотека Конгресса США
Подписывайтесь на страницу «Автопилота» в VK