«В ближайшие годы рынок коммерческих медуслуг будет расти»
Анастасия Сулим о главных трендах частной медицины Кубани
Рынок частных медицинских услуг Краснодарского края показывает рост, несмотря на санкции и общее снижение покупательской способности граждан. Коммерческая медицина органично дополняет бюджетную, выстраивая прибыльный бизнес за счет ряда услуг, которые не оказывают государственные клиники. Кроме того, частные учреждения более привлекательны для клиентов системой единого окна и уровнем оказываемого сервиса. О том, как развивается рынок частной медицины на Кубани, как санкции сказались на этом бизнесе и почему коммерческие услуги обречены на дальнейшее развитие,— рассказала исполнительный директор сети медклиник «ЕВРОМЕД» в Краснодаре Анастасия Сулим.
— Как вы оцениваете рынок коммерческой медицины Краснодарского края? Есть ли в нашем регионе специфика, которая подталкивает развитие частной медицины?
— Объем рынка платных медуслуг Краснодарского края составляет порядка $80–100 млрд. Это приблизительные цифры, поскольку трудно определить, что этот рынок включает. Включает ли он реабилитацию, косметологию, частные медкабинеты? Но приблизительно цифры такие.
В целом можно сказать, что рынок растет — на Кубани открываются местные медицинские организации, заходят федеральные сети. Конкуренция достаточно высокая, и это, на мой взгляд, хорошо, ведь в борьбе за пациента клиники неизбежно повышают уровень сервиса и качество предоставляемых услуг.
В ближайшие годы рынок частной медицины на Кубани, на мой взгляд, будет расти. Это связано с тем, что есть отрасли, развитие которых неизбежно. Кроме того, в нашем регионе отмечается постоянный прирост населения, и поспевать за ним государственной медицине сложно.
Обязательное медицинское страхование не покрывает часть услуг, и эти лакуны заполняет коммерческая медицина. И делает это она в соответствии со всеми стандартами и рекомендациями. Таким образом, в случае наполнения клиники высококвалифицированными врачами и широким спектром услуг в нашем регионе она неизбежно станет прибыльной.
До событий февраля прошлого года достаточно активно шел обмен опытом между кубанскими врачами и их зарубежными коллегами, что позволяло поддерживать качество нашей медицины на международном уровне. При этом стоимость медуслуг у нас намного привлекательней, чем, к примеру, в Израиле или Германии. В связи с этим активно развивался медицинский туризм. Так, в 2021 году на Кубани было много иностранных пациентов в области акушерства и гинекологии, а также комплексного обследования организма.
В условиях санкционного давления на Россию и закрытия аэропортов объемы медицинского туризма, естественно, резко сократились. Но даже в прошлом году у нас в клинике были пациенты из Германии, Франции, Америки.
Важно отметить, что активное финансирование медицинской отрасли Краснодарского края и сосредоточение в регионе больших финансовых средств дает возможность открывать и развивать медцентры с дорогостоящим оборудованием и привлекать тем самым пациентов, включая граждан из других регионов и государств.
— Как вы оцениваете соотношение государственных и коммерческих медучреждений в Краснодарском крае? Частная и государственная медицина — конкуренты или партнеры?
— Однозначно партнеры, потому что мы помогаем бюджетным структурам справляться с нагрузкой, делая тем самым медицинскую помощь более доступной в первую очередь для жителей Кубани. Бюджетных учреждений, конечно, больше. Соотношение по краю приблизительно два к одному, а в крупных городах — примерно одинаковое. На мой взгляд, в частной клинике уровень помощи не хуже, чем в государственной.
— А уровень сервиса?
— Чаще лучше. Но отмечу, что госучреждения все больше внимания уделяют сервису. Есть онлайн-записи, обучения для регистратуры, какие-то скрипты о помощи пациенту. То есть — в госучреждении можно получить и хороший сервис, и качественную медпомощь. Просто в коммерческой клинике возможности шире. Частные клиники берут те услуги, которые государственные не оказывают: косметология, пластическая хирургия, VIP-обслуживание.
Все большую популярность приобретают услуги персонального менеджера, который может вести пациента в течение длительного времени. В условиях укрупнения частных клиник, когда сеть может включать несколько учреждений, центр компьютерной томографии и центр медосмотра для водителей, это очень актуально. Персональному менеджеру можно звонить не только в рабочее время, он сориентирует вас по всем услугам, согласует ваши пожелания с доктором, организует чекап, лично встретит вас и проведет по специалистам. Кому-то это удобно, а кому-то проще сходить в поликлинику возле дома.
Кроме того, частная медицина выигрывает в скорости. В коммерческой клинике можно быстрее сделать и получить результаты анализов, попасть к какому-то специалисту. А фактор времени в контексте заболеваний играет немаловажную роль.
— Какие услуги частной медицины наиболее прибыльны?
— Все направления в частных клиниках сбалансированы. Если убрать амбулаторно-поликлинические, что останется на лабораторную диагностику, на хирургию, откуда человек поймет, что ему нужна эта помощь? Поэтому в медицинском бизнесе высокодоходные составляющие не могут существовать без тех, которые прибыли не приносят, и объективно оценивать доходность бизнеса нужно комплексно. Например, часть работы лаборатории — это нулевая рентабельность, другая часть — высокая. Лечебная база дает приток пациентов в лабораторию, а лаборатория — напротив, в лечебную базу. В целом рентабельность выше при большей загрузке лаборатории и стационарного отделения.
— Соответственно, эти области — доноры для развития бизнеса?
— Да. Оттуда можно брать деньги и инвестировать в развитие других направлений.
— Краснодарский край является одним из лидеров в плане развития реабилитационного направления. Термальные и грязевые источники, морские курорты, уникальный климат, бальнеолечебницы — все это делает регион очень перспективным в коммерческом плане развитие реабилитационного направления. Согласны ли вы с этим?
— Совершенно согласна. Толчок развитию этого направления дала пандемия, потому что после лечения ковида человеку зачастую необходимо длительное восстановление. Однако практика показала, что на Кубани востребована реабилитация и после множества других заболеваний, поэтому это направление очень активно развивается. Ко всему, есть клиенты, и их немало, которые хотят просто расслабиться, отдохнуть и эмоционально восстановиться. Сейчас, кроме коммерческих медучреждений, реабилитационное направление в Краснодарском крае активно осваивают государственные клиники и санатории.
— Как начало СВО и санкционное давление на Россию сказались на медицинском бизнесе?
— Во-первых, посещаемость сразу упала, остались только экстренные обращения. В марте спрос снизился на 30%. Потом ситуация постепенно стабилизировалась. Во-вторых, начали сокращаться поставки, возник дефицит расходных материалов — компании наперегонки опустошали склады. При этом цены вели себя непредсказуемо, но выбирать не приходилось — радовались, если товар вообще был в наличии.
Третье — возникли проблемы с оборудованием. Проблемы с обслуживанием техники были всегда, хорошие инженеры — на вес золота. Но когда они стали уходить с рынка совсем, проблема обострилась. Покупать оборудование можно через третьи страны, но кто его будет обслуживать? Если что-то выйдет из строя, кто скажет, в чем проблема и где брать запчасти? И эта проблема сохраняется до сих пор. Для ее решения клиники привлекают местных инженеров, ищут специалистов в других регионах. Все это постепенно наладится, нужно время. Может быть, это не так уж и плохо, ведь в результате мы преодолеем эту зависимость от европейского рынка.
Ну и, конечно, в связи с удорожанием логистики, расходных материалов, оборудования и запчастей выросли затраты компаний.
— Как изменилась стоимость медуслуг в 2022 году по отношению к 2021 году и в связи с чем?
— Несмотря на рост затрат, сильно поднимать стоимость не стал на рынке никто. Только на уровне ежегодной инфляции — 5–10%. При этом базовые услуги, например общие анализы крови и мочи, приемы терапевта и педиатра, не подорожали. Исключение составляют пластическая хирургия и стоматология, где высока импортная составляющая — себестоимость материала сильно увеличилась. Здесь рост цен составил от 50 до 100%. В частности, имплантология подорожала в два раза.
— Эксперты утверждают, что отрасль коммерческой медицины не первый год испытывает острый дефицит кадров. Как решается эта проблема? Где искать специалистов?
— Дефицит кадров медицина испытывает постоянно. Любые узкие специалисты труднодоступны для частной медицины. Приток специалистов отчасти обеспечивает миграция. Например, в Краснодарский край нередко переезжают специалисты из северных районов страны, а сейчас добавились врачи из числа беженцев или временных переселенцев из зоны СВО. Но в основном поиск идет среди специалистов Краснодарского края по отзывам и рекомендациям. В коммерческой медицине есть проблема — большая часть врачей идет в частные клиники лишь на совмещение, работая в бюджетном учреждении, хотя количество штатных специалистов растет. Очень долго идет поиск, например, анестезиологов-реаниматологов.
Сейчас мы наблюдаем своего рода вакуум между молодыми врачами, которые еще не получили квалификацию, и теми врачами, которые уже есть. Ко всему, очень не хватает санитарок и среднего медперсонала.
— Как вы оцениваете перспективы развития коммерческой медицины в Краснодарском крае?
— В первую очередь будут развиваться сетевые игроки. В контексте сегодняшних экономических колебаний они более устойчивы. Ну и потребителю это интересно — прийти в одну компанию и в одном «окне» получить все необходимые услуги.
Кроме того, активно будет развиваться телемедицина. Популярность этого направления стремительно растет. Для пациентов такая форма взаимодействия с врачом очень удобна. Это сертифицированная платформа, защищенный канал связи. Там, конечно, есть ограничения — поставить диагноз на первичной консультации нельзя. Но если пациент уже прошел обследование, сдал анализы, у него поставлен диагноз, но у него остались вопросы, почему не связаться со специалистом удаленно?
Другой тренд — все большее вхождение в программу ОМС коммерческих структур. Также продолжит активно развиваться взаимодействие частных клиник со страховыми компаниями в контексте добровольного медицинского страхования. Сейчас порядка 14–17% клиентов частных клиник поставляют именно страховщики.
Читайте нас в Telegram