Правила приводят в движение
Что изменится в законодательстве с 1 марта
С 1 марта вступает в силу большой пакет изменений в Правила дорожного движения. Документ готовился несколько лет Минтрансом России при участии Госавтоинспекции. Центральное нововведение — правила движения для средств индивидуальной мобильности, которые коснутся пользователей популярных в последнее время электросамокатов и моноколес. Также вводятся различные уточнения в правила стоянки и остановки транспортных средств. Подробный обзор документа — в нашем материале.
Изменения для СИМ
До сих пор пользователи электросамокатов и моноколес приравнивались к пешеходам или водителям мопедов в зависимости от мощности двигателя. Поскольку количество таких устройств за последние годы заметно выросло, потребовались изменения в ПДД. С 1 марта транспортные средства с электродвигателями будут попадать под новый термин «средство индивидуальной мобильности» (СИМ).
Общие правила для СИМ следующие:
- предельно разрешенная скорость — 25 км/ч;
- запрещено выезжать на автомагистрали;
- при совмещенном движении с пешеходами (например, на тротуаре) масса СИМ не должна превышать 35 кг;
- пользователи СИМ должны следовать сигналам светофора в виде силуэта пешехода или велосипеда;
- при выезде из жилой зоны СИМ должны уступать дорогу другим участникам движения.
Также вводятся отдельные правила, сопряженные с возрастом пользователя СИМ:
- детям младше 7 лет можно будет ездить только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон;
- детям 7–14 лет можно будет также передвигаться по велосипедным дорожкам;
- подросткам старше 14 лет и взрослым можно будет также ездить по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или по полосе для велосипедистов.
Они также получат право в исключительных случаях (если нет другой инфраструктуры или обочины) выезжать на проезжую часть, но только при условии, что скорость движения по этой улице ограничена 60 км/ч, а на СИМ установлены фара или фонарь, тормоза, звуковой сигнал и световозвращатели.
К нарушающим правила пользователям СИМ будут применяться санкции, предусмотренные статьями 12.29 и 12.30 КоАП. Если, к примеру, гражданин собьет человека и причинит по неосторожности вред его здоровью, штраф составит 1,5 тыс. руб. Если же человек едет на быстром электросамокате с двигателем мощностью более 250 Вт, он уже будет приравнен к водителю мопеда или мотоцикла — в этом случае наступают гораздо более серьезные правовые последствия. Но для того чтобы считать его механическим транспортным средством, СИМ должно соответствовать требованиям, прописанным в техрегламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»: иметь указатели поворота, фары ближнего и дальнего света, фонари, тормоза, боковые зеркала, стоп-сигнал и т. д.
В связи с введением термина «СИМ» уточняются правила и для водителей. К примеру, если гражданин на электросамокате или моноколесе выезжает с прилегающей территории (со двора) или поворачивает на перекрестке, автомобилист должен уступить ему дорогу. На регулируемых переходах при включении зеленого сигнала светофора водитель автомобиля должен будет дать возможность людям на СИМ закончить переход проезжей части.
Другие изменения для автомобилистов
Большой блок «водительских» изменений касается правил размещения автомобилей.
Во-первых, вводится прямой запрет стоянки и остановки на островках безопасности и направляющих островках — за это нарушение будет применяться штраф от 500 до 2,5 тыс. руб. Такой запрет вводится в связи с тем, что стоянка на островках представляет серьезную угрозу для безопасности движения: нередко происходят наезды на стоящие машины, особенно в крупных городах.
Другое уточнение касается запрещающих знаков 3.27–3.30: их действие будет прекращаться после установки знаков 5.29 «Зона регулируемой стоянки» и 6.4 «Парковка». Иными словами, если водитель видит синий знак с буквой «P», то с 1 марта это будет являться гарантией того, что здесь парковка разрешена: можно не волноваться, что машину увезет эвакуатор на штрафстоянку.
Если на обеих сторонах улицы установлены знаки 3.30 и 3.29 (запрет стоянки по четным и нечетным числам), то можно будет парковаться на любой стороне с 21:00 до 24:00. Действующий временной интервал — 19:00–21:00. Данная поправка должна упростить жизнь гражданам, поздно возвращающимся с работы и желающим переставить свою машину на другую сторону прежде, чем вступит в силу запрет. Комбинация знаков «чет-нечет», напомним, часто применяется в крупных городах для своевременной уборки улиц.
Что меняется для водителей автобусов
Впервые вводится дорожный знак «Движение автобусов запрещено», который будет устанавливаться на въезде в жилые кварталы. Независимо от наличия знака для всех автобусов с 1 марта будет запрещена стоянка в жилых зонах вне специально выделенных и обозначенных мест. Водителям маршрутных автобусов, в салоне которых есть стоячие места и нет ремней безопасности, теперь нельзя превышать скорость 70 км/ч на загородных дорогах.
Если под задним стеклом маршрутного транспортного средства (например, автобуса или трамвая) загорелось табло «Внимание, пассажир!» или силуэт пассажира, то автомобилист будет обязан остановиться перед желтой зигзагообразной разметкой на остановке, а если ее нет — непосредственно перед транспортным средством. Продолжать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения табло. Данная поправка касается случаев, когда в центре проезжей части расположена трамвайная остановка и перед машиной остановился трамвай, из которого на проезжую часть выходят люди. Автобусы с подобным табло уже встречаются на дорогах, в частности, в Москве.
Также в ПДД внесен ряд технических, но важных для безопасности движения изменений. Одно из них: в темное время суток или в условиях недостаточной видимости за городом водители мопедов с 1 марта будут обязаны иметь при себе «предметы» со световозвращающими элементами (куртки с полосами и т. д.). До сих пор это было лишь рекомендацией.
Изменения в ПДД обсуждались на протяжении нескольких лет с привлечением различных независимых экспертов (особенно в части правил для СИМ) и средств массовой информации. Финальный вариант является компромиссным, выверенным всеми сторонами. Он призван сократить аварийность на дорогах, в том числе с участием новых участников движения.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».