Антон Собин: «Кикшеринг — бизнес для новаторов»

О преимуществах, рисках и будущем кикшеринга рассказал Антон Андреевич Собин (MBA, DBA), экспертом по стратегическому менеджменту.

Антон Собин: «Кикшеринг отличается положительной высокой EBITDA»

- Антон Андреевич, почему вы считаете кикшеринг перспективным бизнесом?

- Во-первых, это бизнес из реального сектора экономики. А во-вторых, из новой бизнес-модели шеринга. Дело в том, что на протяжении последних пяти лет данная бизнес-модель используется в каршеринге и велошеринге. Предприниматели, видя постоянно растущий спрос, задумались о том, какую технику потребители могут совместно использовать.

Аналитики из агентства McKinsey выяснили, что в ближайшие годы объем рынка микромобильности (речь идет об электросамокатах, сигвеях и моноколесах) совершит гигантский скачок. В Китае он составит $50 млрд, в Европе — $100 млрд, а в Америке — не менее $200 млрд.

Так появился кикшеринг, а следом — шеринг пауэрбанков. Очевидно, что аренда позволяет пользователям сократить затраты на приобретение и обслуживание собственного транспорта, а также снизить уровень загрязнения окружающей среды.

В модели шеринга предоставляются услуги по эксплуатации транспортных средств на короткий промежуток времени. Для этого используются специальные мобильные приложения, которые позволяют найти ближайшие свободные автомобили, велосипеды или электросамокаты, забронировать и оплатить их аренду.

Думаю, что бизнес кикшеринга привлекает людей, схожих по умонастроению. Я имею в виду новаторов. Это прогрессивные люди, как правило, молодежь, которая не боится пробовать новое. Люди, которые идут в ногу со временем. Кикшеринг создан в первую очередь для них.

Если выбрана правильная стратегия развития, рисков не так много. Кикшеринг отличается положительной высокой EBITDA, понятными бизнес-процессами, и для его запуска не требуется большой штат специалистов. Но главное — это постоянный рост потребительского спроса, а также наличие городов в России и стран в мире, где нет конкуренции.

- Кто нужен для запуска бизнеса?

- Прежде всего топ-менеджер — это одна из основ любого бизнеса. Специалист, который благодаря высокому уровню операционного менеджмента соблюдает направление развития компании.

Его задачи:

  • общее руководство всеми сотрудниками компании;
  • взаимодействие с органами власти;
  • соблюдение финансового плана и стратегии компании.

Также понадобятся операторы, которые отвечают на заявки клиентов и объясняют им, как пользоваться приложением и электросамокатами. От работы операторов во многом зависит лояльность клиентов. Чем качественнее сотрудники выполняют свои обязанности согласно регламентам, тем выше лояльность потребителей.

Кто еще? Маркетолог и бухгалтер. Обязательно должна быть служба безопасности, логисты по замене АКБ и специалисты по ремонту. В их задачу входит зарядка аккумуляторов, обслуживание, ремонт и чистка техники. Внешний вид и исправность самокатов — важная составляющая успеха.

Я считаю, что электросамокаты всегда должны исправно функционировать, а также быть заряженными и чистыми. Согласитесь, на новеньком, блестящем самокате ехать куда приятнее и безопаснее, чем на старом аппарате, который в любой момент может развалиться.

По оценкам специалистов, в 2021 году отечественный рынок кикшеринга вырос на 200 %, достигнув отметки 12 млрд рублей. Сейчас в России кикшерингом пользуются 15 млн человек, совершая около 50 млн поездок в год. К 2024 году объем российского рынка кикшеринга достигнет 40 млрд рублей, в то время как количество самокатов увеличится со 100 тыс. до 300–400 тыс.

Антон Собин: «Главное средство от вандализма — не молчать»

- Какие риски есть в первый год открытия кикшеринга и как с ними справиться?

- Чаще всего самокаты крадут. Известны случаи, когда похитители складывали их в багажник автомобиля и уезжали. Для пресечения подобных случаев в технику встраиваются специальные трекеры (телтоника).

С их помощью сотрудник службы безопасности отслеживает перемещение самокатов и при попытке их украсть немедленно выдвигается на место происшествия. Если клиент выехал за пределы допустимой территории использования техники, также срабатывает трекер.

- Как бороться с вандализмом?

- Для профилактики вандализма я рекомендую нанять хороших промоутеров. Это люди, которые в первые два месяца присутствуют на основных парковках самокатов. Они объясняют клиентам, как правильно пользоваться самокатами и какая ответственность их ждет за вандализм. Также советую разместить в мобильном приложении обучающие сторис, которые проигрываются при регистрации новых пользователей.

Как показывает мой опыт по CX-стратегиям, после обучения первой волны клиентов бережному обращению с техникой процент краж и вандализма существенно снижается. Несмотря на меры профилактики, все же остается незначительное число людей, которые используют самокаты для дрифта или прыжков.

Таких клиентов ждет блокировка. Трекеры, встроенные в технику, отслеживают их действия и подают сигналы службе безопасности, если что-то идет не так. Но главное средство от вандализма — не молчать. Если несколько раз публично осветить подобные случаи в СМИ и социальных сетях, показав аудитории, что за порчу самокатов предусмотрены штрафы и судебные разбирательства, процент вандализма значительно сократится.

Что еще? Зимой самокаты проходят ТО и хранятся на складе. Чтобы обезопасить себя и свой бизнес, застрахуйтесь от угона, пожара или кражи.

Антон Собин: «У локальных игроков есть все шансы выйти на рынок»

- Какие самокаты подойдут для кикшеринга?

- Есть шеринговые самокаты, а есть гражданские. Среди шеринговых лидирует китайская фирма Ninebot. Неплохие самокаты у фирмы Okai.

Рекомендую выбирать модели последних поколений. Такие самокаты оснащены гидравликой, современной двойной тормозной системой, а также съемными аккумуляторами

- Какие частые ошибки совершают начинающие предприниматели?

- Перед запуском бизнеса я рекомендую адекватно оценить свои возможности. Это касается и тех, кто планирует начать бизнес с нуля, и тех, кто хочет купить франшизу. В обоих случаях понадобится начальный капитал.

Деньги будут потрачены на покупку техники, разработку или аренду мобильного приложения и, конечно, на операционную деятельность первого сезона: съем помещения под офис, склад, запасные части, наем персонала и т.д. Высока вероятность, что в первые месяцы работы бизнес не выйдет на точку безубыточности. Со временем ситуация изменится в лучшую сторону, но для этого необходимо обладать запасом финансовой прочности.

Еще одна распространенная ошибка — использовать самокаты, не предназначенные для шеринга. Например, складные модели воруют чаще всего. Их складывают и увозят.

Гражданские версии самокатов быстрее выходят из работы парка, что чревато частым ремонтом, простоем и убытками. Также гражданские модели не оснащены сменными АКБ, из-за чего расходы на логистику и зарядку самокатов увеличиваются.

Если вы решили идти по пути франчайзинга, внимательно выбирайте партнера. На рынке большое количество тех, кто с радостью поможет запустить бизнес. Вопрос в том, насколько качественным будет запуск и с какими рисками столкнется инвестор. Проводя анализ рынка, я контактировал со всеми продавцами франшиз, мобильных приложений, самокатов и так далее.

Часто начинающие предприниматели покупают подержанную технику в ряде европейских стран, желая сэкономить. Б/у самокаты, как и гражданские версии, быстро выходят из строя. На их ремонт расходуются дополнительные ресурсы компании.

- Как происходит взаимодействие с органами власти в рамках запуска бизнеса по кикшерингу?

- Чтобы договориться с властями о размещении виртуальных или физических парковочных мест, зачастую необходимо убедить чиновников в том, что будущее – за кикшерингом.

И после этого пройти долгий, тернистый путь согласований с бюрократической системой. Приходится предлагать инициативы, ориентируясь на пример крупных российских городов (например, Москвы, где власти на законодательном уровне определили правила эксплуатации пунктов электросамокатов).

Для этого стоит проводить презентации, рассказывать чиновникам про то, что самокаты помогают разгрузить город и снизить уровень пробок. Главное при этом — быть настойчивым и не останавливаться в поисках тех людей в органах власти, которым небезразлична судьба их города.

- Как вы думаете, что ждет кикшеринг в России и мире? Какое у него будущее?

- В прошлом на российском рынке было много игроков, но благодаря эффективным бизнес-стратегиям в крупных городах появились лидеры рынка. Они смогли нарастить значительный парк самокатов и выпустить удобные мобильные приложения, но не успевают освоить небольшие города.

Благодаря этому у локальных игроков есть все шансы выйти на рынок. Возможно, в будущем крупным игрокам будет проще купить их компании, чем осваивать локальный рынок с нуля и конкурировать с ними.

Кикшеринг сейчас в тренде. В Западной Европе самокаты есть почти во всех странах. В некоторых странах Азии поездка на самокате обойдется дешевле, чем на общественном транспорте.

Восприятие кикшеринга как транспорта: в первые годы молодежь заинтересовалась кикшерингом в качестве развлечения. Сейчас самокаты используют как транспорт для перемещения на короткие дистанции

В заключение хочу отметить, что данный бизнес имеет определенные положительные перспективы на рынке РФ, СНГ и Азии. Применив профессиональный подход, учредители могут рассчитывать на получение высокой прибыли.

Материал предоставлен Антоном Собиным

Вся лента