Бизнес вывозит

Как меняют направления для экспорта компании Удмуртии

2022 год стал непростым для российской экономики. Запад принимает все новые санкции и ограничения. Сокращены поставки технологий и другой продукции, что вынуждает предпринимателей искать новых партнеров за рубежом. Из-за санкций компании потеряли часть внешних рынков, возник ряд вопросов с логистикой и расчетами с партнерами по поставленным товарам. Какие действия помогают найти новые рынки сбыта и решать возникшие сложности, обсудили на круглом столе «Коммерсантъ-Удмуртия», Kommersant Events Удмуртия и Корпорации развития республики.

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

Экспорт меняет направления

Рынки Европы и США занимали порядка 30% внешнеторгового оборота Удмуртии. Изменившаяся политическая ситуация в мире сказалась на сфере экспортного и импортного перемещения товаров. Началась постепенная географическая переориентация. Появились ограничения по видам товаров, которые нельзя поставлять в недружественные страны, и новые требования к работе с валютной выручкой.

Участники круглого стола подтверждают, что на сегодняшний день обстановка, которая сложилась в России, уникальна, потому что именно эта ситуация и эти события дают возможности для компании проверить, есть ли у них точки роста, благодаря которым может быть увеличение прибыли. Именно внешнеэкономическая деятельность предполагает гибкость. Здесь нет возможности построить план на пять лет и следовать ему. «И в этом, с одной стороны, плюс, а с другой — минус, — отмечает Рауза Медянская, руководитель ассоциации “Женщины бизнеса” в Удмуртии.

— На первом этапе у вас должны быть инвестиции. Вы должны посчитать эти инвестиции, понять, в течение какого времени их хватит для того, чтобы адаптироваться с вашим товаром и услугой на территории зарубежной страны. С другой стороны, есть плюс в этой всей истории, что вы проверяете, насколько ваше производство на территории России готово к дальнейшему развитию. Экспортеры часто достигают какого-то определенного уровня и расслабляются. Происходит в мире пандемия, кризис или санкции, и оказывается, мы рано расслабились, оказывается, у нас нет такого уровня и количества покупателей, которые могли бы закрыть запросы нашего предприятия, а это влечет за собой потери».

Рауза Медянская, руководитель ассоциации “Женщины бизнеса” в Удмуртии

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

По ее мнению, внешнеэкономическая деятельность дает компании гибкость, позволяя постоянно пересматривать свои планы и перестраиваться, искать новые точки роста, партнеров, рынки, инструменты для продажи, а также увеличить прибыль. Традиционные цепочки поставок рушатся, но при этом появляются новые возможности и ниши для экспорта. В первую очередь происходит переориентация на рынки стран Северной Африки, Центральной и Восточной Азии, а также Ближнего Востока.

«Все мероприятия, которые мы сейчас проводим в Центре поддержки экспорта, направлены на то, чтобы помочь компаниям переориентироваться на те рынки, которые сейчас являются приоритетными, — отмечает Татьяна Корепанова, и.о. заместителя директора АНО "Корпорация развития Удмуртии" — руководитель Центра поддержки экспорта. — Кроме того, в апреле состоится бизнес-миссия в Узбекистан. Участники едут туда на конкретные переговоры и встречи, это будет деловая программа под ключ. Поэтому для наших экспортеров это возможность расширить свои рынки сбыта в текущих непростых условиях».

Татьяна Корепанова, и.о. заместителя директора АНО "Корпорация развития Удмуртии" — руководитель Центра поддержки экспорта

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

Она также отметила, что Российский экспортный центр поделил весь мир на четыре группы стран, которые сейчас являются приоритетными для экспорта.

Так, в первую группу вошли страны бывшего СНГ, с которыми налажены отношения, и поэтому начинающим экспортерам советуют начинать именно с них.

Вторая группа — это дружественные страны, рост поставок в которые возможен за счет освоения новых сегментов. Сюда относятся крупные страны Азии и Ближнего Востока, например, Китай, Индия, Вьетнам, Египет.

Третья группа, с которой стоит активизировать работу, — страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, а также Африки. «В этих странах позиции наших экспортеров пока не так сильны, но определенно есть большой потенциал. В этом году мы также пытаемся активизировать взаимодействие с этими рынками»,— сказала Татьяна Корепанова.

Четвертая группа стран, на которые тоже стоит обратить внимание, — это рынки, на которых возможно увеличение поставок, например, Сербия, Марокко, Кения.

Новые пути

Начинать экспортную деятельность предприятия республики предпочитают с Ближнего Зарубежья. В 2022 году из Удмуртии уже экспортировались продукты питания в Сингапур. Если говорить обо всем рынке Юго-восточной Азии, то, по мнению торгового представителя России в Индонезии Александра Свинина, российские компании в предыдущие годы уделяли им мало внимания, хотя это один из наиболее перспективных регионов в мире.

Александр Свинин, торговый представитель России в Индонезии

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«В этом регионе есть два тренда, которых нет практически нигде в мире. С одной стороны, этот регион активно богатеет, то есть валовый внутренний продукт почти всех стран Юго-Восточной Азии ежегодно растет. Этот рост стабильный и прогнозируется как минимум на следующую пятилетку. Второй тренд — увеличение населения. То есть населения становится больше, и оно богатеет. Соответственно мы видим огромные возможности для поставщиков практически любой продукции, услуг, в том числе из России. Предприниматели Индонезии, с кем я успел уже повстречаться, открыты и готовы к диалогу с Россией», — отметил господин Свинин.


Основная задача торгового представительства — найти покупателя на продукцию, представленную для экспорта.

Господин Свинин здесь готов оказать содействие предпринимателям Удмуртии. Он отметил, что за годы работы в республике в качестве первого заместителя председателя правительства убедился, что региону есть что предложить на экспорт.

Еще одно перспективное направление для экспортеров из Удмуртии, по мнению участников круглого стола, — арабские страны. В периметр Российско-Арабского делового Совета входит 22 страны, страны Ближнего Востока и Магриба (Северная Африка). В данный момент Совет работает над тем, чтобы создать международную платформу, которая соединит элементы маркетплейса и базы знаний. Здесь можно будет узнать, как открыть компанию в странах Ближнего Востока и Африки, какие есть финансовые институты, можно будет найти потенциальных партнеров, написать им, проводить онлайн-выставки, конференции.

Яна Гордеева, заместитель генерального директора АНО «Российско-Арабский Деловой Совет»

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«Второй инструмент стимулирования торгово-экономических отношений — поиск партнеров, организация встреч, выставок, — рассказывает Яна Гордеева, заместитель генерального директора АНО «Российско-Арабский Деловой Совет».— К каждому арабскому партнеру нужно подходить индивидуально, и лучше не использовать слово “арабский”, когда работаешь конкретно с Саудовской Аравией или ОАЭ, лучше выделять отдельную страну. Важно, чтобы на мероприятии, на которое вы приезжаете, были правильные люди, потому участие в выставке может быть оценено только по уровню контактов. Ближайшая выставка, которую я советую посетить экспортерам из Удмуртии, — ASPE. В этом году она состоится в Каире в конце мая — начале июня. Уровень участников традиционно будет очень высоким».


Через тернии в экспорт

Особенность внешнеэкономической деятельности сегодня — умение управлять рисками. Если еще два года назад компании могли не обращать внимание на то, как правильно заключать контракт, как правильно контролировать вопросы, связанные с валютными расчетами, какую валюту платежа в контракте предусматривать, то сейчас эти вопросы становятся основополагающими.

«Нередки ситуации, когда мы не смогли поставить товар, потому что была введена очередная санкция в отношении нашей страны или наших партнеров. А товар отгружен, но он еще не дошел до страны-покупателя», — рассказывает Рауза Медянская.

Такие риски должны быть всегда предусмотрены в контракте.

Второй момент, связанный с рисками, — внимательное изучение пакета санкций. «Если еще до последнего пакета санкций, например, платежи могли проходить через третьи лица — Казахстан, Белоруссию, Узбекистан, Турцию, и это действительно очень хорошо использовалось, то в рамках нового пакета санкций Европа создала государственный комитет, который контролирует действия третьих лиц, связанных с компаниями РФ. Если они находят такие финансовые цепочки, вашу деятельность практически блокируют. Многие компании в России, к сожалению, уже с этим столкнулись, и мы сейчас решаем эти проблемы», — отметила госпожа Медянская.

Третий момент, на который обращают внимание эксперты, — наличие достаточного количества инвестиций в начале экспортной деятельности. «Компания должна четко понимать, что первый период времени экспорт не будет приносить чистой прибыли компании, он будет съедать ресурсы, и к этому компания должна быть готова. Это базовое, фундаментальное понимание, которое должно быть у компании перед тем, как она решает экспортировать»,— советует Александр Свинин.

В четвертых, нужно правильно выбирать страну или регион для экспортной деятельности. Необходимо понимать, на какой рынок вы приходите, как долго хотите на нем работать, какой здесь у вас потенциал, кто ваши конкуренты. «К сожалению, мы часто получаем запросы, которые компания отправляет, например, в 55 торговых представительств РФ в разных странах мира. Эта расфокусировка не позволяет компании получить какие-то значимые результаты от своей экспортной деятельности, — отмечает Александр Свинин. — Еще одна важная история, которую надо понимать: когда вы выходите на экспорт, вы начинаете конкурировать со всем миром. Так, например, регион Юго-Восточной Азии является привлекательным не только для нас. Активные компании практически со всех частей света приходят сюда. И, например, выходя в Индонезию, вы начинаете конкурировать с компаниями из Германии, Франции, Японии, Южной Кореи и Китая. Соответственно ваш продукт или услуга должны быть конкурентоспособными».

Всем помогут

Естественно, подобный букет рисков внешнеэкономической деятельности может отпугнуть потенциальных экспортеров. Однако все участники круглого стола утверждают, что готовы помогать компаниям и практически за руку приводить к будущим партнерам. Так, Центр поддержки экспорта Корпорации развития Удмуртии уже 10 лет помогает экспортерам выходить на внешние рынки, увеличивать географию и объем поставок. Здесь могут провести сопровождение экспортной сделки, найти покупателей, обучить. В апреле для предпринимателей Удмуртии пройдет бизнес-миссия в Узбекистан, до конца года запланированы бизнес-миссии в Турции, Иране, Белоруссии и Индонезии.

В данный момент открыт набор на выставки InterFood Azerbajan и AstanaBuild. Обе они пройдут в мае 2023 года.

Одна из новых мер поддержки Центра — софинансирование затрат на транспортировку.

«Мы софинансируем компаниям 80% затрат на транспортировку по территории России до границы, — рассказывает Татьяна Корепанова. — Мы понимаем, что география экспорта сейчас меняется, плюс в целом мы находимся довольно далеко от всех границ. И чтобы как-то нивелировать затраты наших экспортеров, запущена такая мера поддержки. Кроме того, есть региональная мера поддержки — экспортный кэшбэк, когда экспортеры из числа малого и среднего бизнеса могут компенсировать до 30% уплаченных налогов на логистику, аренду склада, продвижение своей продукции на зарубежных рынках».

Маркетплейсы стали одними из главных каналов, где можно рассказать о своей продукции и отправить ее в любую точку мира быстро и по низкой стоимости. Сейчас у Российского экспортного центра существует 30 национальных магазинов, в которых предприятия могут размещать свои товары в нескольких странах мира. Подать заявку на размещение в них можно через цифровую платформу «Мой экспорт». Это онлайн-доступ к государственным и бизнес-сервисам для экспортеров в режиме «одного окна». Сервисы платформы обеспечивают решение основных задач на каждом этапе экспортного цикла.

Сегодня есть три варианта выхода на маркетплейс: самостоятельно, самостоятельно с открытием юрлица, через партнера. Работать через партнера, который сам вашу продукцию вывозит и размещает, эксперты считают наиболее оптимальной для тех, кто только начинает.

Дина Горчакова, руководитель проекта по развитию цифровых услуг "Российский экспортный центр"

Фото: Мария Бакланова, Коммерсантъ

«К нам зачастую обращаются и говорят: хочу размещаться на этом маркетплейсе. Почему? Потому что знают его. Этого недостаточно. Необходимо действительно провести анализ, почему этот маркетплейс может быть вам полезен. Чтобы подобрать правильный маркетплейс, мы приглашаем воспользоваться сервисом «Мой экспорт», где по параметрам страны, вашей продукции и еще некоторых особенностей компании вы сможете подобрать наиболее подходящую площадку», — отметила Дина Горчакова, руководитель проекта по развитию цифровых услуг «Российский экспортный центр».


После того, как экспортер определится с маркетплейсом, он может обратиться в региональный Центр поддержки экспорта, чтобы его бесплатно разместили на выбранной электронной торговой площадке. Такая поддержка доступна для представителей малого и среднего бизнеса.

Евгения Перевощикова

Вся лента