«Успешных продакт-менеджеров отличает продуктовое чутьё»

продакт-менеджер Google Кирилл Осипенко о своем пути в профессии и развитии индустрии

Последние несколько лет популярность профессии продакт-менеджера стремительно растет. При этом само направление продакт-менеджмента является относительно молодым в сравнении, например, с разработкой ПО или дизайном. В связи с этим компетенции и сфера задач продакт-менеджера в каждой отдельно взятой компании могут значительно различаться.

Кирилл Осипенко связан с этой сферой уже более 10 лет. В его богатый опыт входит работа в таких компаниях, как Accenture, McKinsey & Company, а также ведение самых разнообразных проектов – от разработки и интеграции HR систем до создания с нуля глобальной платформы управления знаниями. Эксперт рассказал о внутренней кухне деятельности продакт-менеджера и поделился собственным опытом.

Кирилл, расскажите, как Вы переехали в США? Как складывалась карьера до переезда?

Мой переезд в США случился благодаря поступлению на MBA программу Чикагского университета. До этого я несколько лет проработал маркетологом в МТС и консультантом в компании Accenture, специализируясь на проектах в области телеком и высоких технологий. Сейчас с высоты своего опыта могу сказать, что именно работа в управленческом консалтинге стала для меня определенным трамплином для получения МВА и последующего развития карьеры в США. Благодаря этому опыту, я развил ряд ценных навыков (анализ данных, подготовка управленческих решений, проведение презентаций), а также получил представление о том, как работает американская корпоративная среда. Немаловажным оказалось и понимание культурного контекста - огромного количества нюансов и тонкостей взаимодействия с американскими коллегами, с которыми в российских компаниях мне не приходилось сталкиваться. Конечно, важную роль сыграло наличие глобального бренда на резюме - на рынке в США практически никто не знаком с российской спецификой, поэтому при поиске работы кандидатам с опытом в международных компаниях в целом легче получить приглашение на интервью.

Как произошёл переход в продакт-менеджмент? Чем заинтересовала именно эта специальность?

После получения МВА в Чикагской бизнес-школе я принял решение сконцентрироваться на развитии собственного стартапа. В его основу легла идея, которую мы с моим одноклассником представляли на конкурсе стартапов. Мы собирались создать полноценную рекрутинговую платформу, предназначенную для привлечения опытных специалистов на короткосрочные проекты - своего рода фриланс-биржа для экспертов и консультантов. Несмотря на наши усилия, показатели работы в течение нескольких месяцев оставались на достаточно низких позициях, поэтому мы решили заморозить этот проект и продолжить корпоративную карьеру.

Надо отметить, что благодаря стартапу я получил первый опыт разработки продукта в тесном контакте с программистами. Уже в процессе этой работы ко мне пришло понимание, что именно эта роль и называется продакт-менеджер. Я решил продолжить своё развитие в этом направлении, поскольку уже тогда мне было понятно, что управление цифровыми продуктами идеально соответствует моим профессиональным устремлениям. Наконец, меня невероятно увлекал сам процесс разработки, ведь буквально каждые несколько дней мы запускали и тестировали новые фичи!

Кирилл, расскажите, над какими еще проектами вы работали? С какими сложностями столкнулись и как их преодолели?

После завершения работы над стартапом я понял, что для дальнейшего развития мне необходимы более глубокие знания в области технологий, и логичным ответом стал переход в область enterprise IT (корпоративные ИТ системы). В 2015 году я вернулся в Accenture в г. Чикаго уже в качестве продакт-менеджера и принял участие в ряде проектов по интеграции внутренних HR систем. В процессе этой работы я изучил основные подходы и методологии развития программных продуктов, таких как Scrum, Agile и другие. Кроме того, мне удалось изучить основы технической дизайна и горизонтального масштабирования, а также приобрести опыт развития платформенных решений.

Имея за плечами опыт реализации сложных технических проектов, я стал задумываться о дальнейшем развитии. У меня было желание уйти от тактических решений и сфокусироваться на развитии цифровых продуктов в более стратегическом смысле. В 2017 году я перешёл в консалтинговую компанию McKinsey & Company, где стал отвечать за решения Knowledge Management (управления знаниями). На этой позиции я почти с нуля создавал общекорпоративную платформу для управления и ипользования интеллектуальных активов. Проект был масштабным – он предназначался для 130 офисов и более чем 50 практик компании. За время работы в McKinsey & Company мне удалось успешно реализовать пять крупных технологических проектов - как для внутренних, так и для внешних клиентов. Безусловно, это был очень ценный опыт, благодаря которому я научился выстраивать работу со стейкхолдерами и вывел на качественно новый уровень свои навыки руководства командой. Помимо этого, в McKinsey & Company я развил экспертизу в области аналитики и визуализации данных, что открыло для меня новые возможности профессионального роста.

Какими основными навыками должен обладать успешный продакт-менеджер?

Уникальность профессии продакт-менеджера заколючается в том, что набор навыков очень широкий - начиная с традиционных лидерских качеств, таких как умение формулировать видение и мотивировать команду, и заканчивая техническими компетенциями, такими как понимание архитектурных аспектов и анализ данных. Тем не менее, мне бы хотелось заострить внимание на том, что по моему мнению является ключевым навыком - продуктовое чутьё. Многие эксперты индустрии сходятся на том, что именно развитое продуктовое чутьё отличает наиболее успешных продакт-менеджеров, и неслучайно именно этот навык тестируется больше всего при отборе кандидатов в таких компаниях, как Google, Amazon, Microsoft и пр.

В чём заключается продуктовое чутьё? Согласно наиболее распространенному определению, продуктовое чутьё это способность последовательно создавать или развивать продукт таким образом, чтобы это приводило к желаемому результату для пользователей. У этой способности есть две составляющие - во-первых, продакт-менеджер должен обладать сильной эмпатией для определения реальных потребностей пользователей; во-вторых, должна присутствовать креативность, которая заключается в умении предлагать эффективные решения. Другими словами, опытного продакт-менеджера отличает уникальный взгляд на вещи, с помощью которого он определяет именно те проблемы, на которых надо фокусироваться, и предлагает решения, которые изначально не были очевидными. Я считаю, что успех продакт-менеджера основывается именно на сочетании глубокого понимания пользователей и креативного подхода к поиску решений.

В чем заключаются различия продакт-менеджмента в России и в США?

Различий между глобальными и российскими технологическими компаниями в плане разработки продуктов множество, и большинство этих различий относятся к организационной модели и роли продакт-менеджмента. Напрмер, в США в технологических компаниях не принято следовать традиционной вертикальной модели – считается, что продакт-менеджеры должны обладать достаточной автономией в принятии продуктовых решений, основываясь на данных исследований или результатов экспериментов. В российских компаниях весьма заметны тенденции, когда от продакт-менеджера ожидается реализация уже готовых идей или решений, которые были сформулированы менеджментом.

Интересно, что в России центрами притяжения для продакт-менеджеров стали крупные компании - в том числе и те, для которых технологии изнечально не были в основе бизнес-модели (например, Сбербанк). Здесь важно отметить, что в таких случаях огромное значение имеет наличие сильной продуктовой культуры - совокупность принципов и ценностей, определяющих подход к инновациям. Многим российским компаниям с развитием цифровых направлений бизнеса потребовалось значительное время для формирования необходимой продуктовой культуры. Например, руководители МТС несколько лет назад говорили о существовании параллельно двух корпоративных культур: классической, присущей телеком-бизнесу, и новой продуктовой, пришедшей с развитием пользовательских сервисов.

В то же время, всем известные технологические корпорации - гиганты Кремниевой долины с момента своего основания делали акцент на свободной и творческой атмосфере; в определенном смысле, это всегда было частью их корпоративного ДНК. Именно благодаря этому им удалось сохранить и развить продуктовую культуру, которая служит основой для создания инновационных продуктов уже в глобальном масштабе.

Какие рекомендации вы можете дать тем, кто планирует развивать карьеру продакт-менеджера?

Мой главный совет – постоянно ищите возможности для профессионального роста! Очень часто мы выбираем проекты или задачи исходя из наших сильных сторон, но такой подход может приводить к замедлению роста или даже стагнации. Для продакт-менеджеров существует масса возможностей для повышения своего уровня, начиная с онлайн курсов или статей, и заканчивая конференциями или профессиональными сообществами. Помните, что индустрию технологий отличает высокая скорость развития и постоянные изменения, поэтому для достижения успеха продакт-менеджеру нужно всегда оставаться в курсе происходящего, совершенствуя свои навыки и подходы!

Вся лента