«Предприниматели стали чаще обращаться друг к другу за помощью»
Елизавета Пихтовникова о перспективах развития женского бизнеса в Краснодарском крае
Эксперты утверждают, что современные женщины обладают многими качествами, позволяющими достигать успехов в бизнесе, и число предпринимательниц ежегодно растет. О том, как на Кубани развивается женский бизнес, рассказала руководитель Краснодарского отделения Межрегиональной ассоциации женского бизнеса Елизавета Пихтовникова.
— По разным данным, в нашей стране женщины составляют 30–40% от общего числа предпринимателей. По подсчетам Федеральной налоговой службы, 40% владельцев малого и среднего бизнеса в России — это представительницы «слабого пола». При этом бизнесвумен все чаще объединяются в разного рода сообщества. Расскажите, для чего создаются такие ассоциации?
— Главная цель — это помощь и поддержка. Дело в том, что мужчина в сложное время максимально собирается, сосредотачивается, видит цель и идет к ней. Женщины более эмоциональны. Поэтому мы особенно чувствуем потребность в общении и необходимость поддерживать друг друга, особенно в такое кризисное время, как сейчас. Это позволяет почувствовать себя неодинокими и осознать, что с такими же проблемами сталкиваются и другие. Я сама предприниматель, и, если бы не поддержка женщин, которые находятся рядом со мной, мне было бы в тысячу раз сложнее.
— Какую именно поддержку можно получить в таких сообществах?
— Можно обратиться за бесплатной юридической помощью. Часто вопросы возникают в контексте судебных разбирательств, изменений в законодательстве, в частности, с особенностями налогообложения нерезидентов, работающих на удаленке. Много вопросов связано с НДС, франшизами, интеллектуальной собственностью. Кто-то выступает с предложениями о совершенствовании законодательства, просят доработать или внести коррективы в какие-то законопроекты. Тогда объединения составляют коллективные обращения к властям.
Популярностью пользуется инвестиционная поддержка. Предпринимательница может разработать проект, подать заявку и получить инвестиции или спонсирование. Ну и, конечно, очень важен обмен опытом, когда мы делимся алгоритмами решения тех или иных проблем.
— Много ли женщин в бизнесе Краснодарского края?
— Порядка 42%. Но в целом подсчитать сложно. Женщины часто совмещают предпринимательство с работой в госучреждении. В частности, это распространено в медицинской сфере, когда врачи работают в бюджетной организации и параллельно занимаются частной практикой. Растет популярность и самозанятости. Нередко женщина, находясь в декрете, занимается каким-то микробизнесом.
— В динамике происходит ли рост количества предпринимательниц?
— Мы живем в непростое время, идет спецоперация, и многие женщины остались одни. У кого-то мужья мобилизованы, у кого-то поехали работать на освобожденных территориях: лечить, строить, учить. Женщина чувствует свою уязвимость в этом положении и ищет способы, как обеспечить стабильность своей семье. По моим наблюдениям, тенденция роста женского предпринимательства с каждым днем усиливается.
Этому способствует и господдержка, спектр которой в последние годы увеличился, и в этом смысле начать бизнес в Краснодарском крае стало проще. Я сама пользовалась господдержкой, когда оформляла патент для своего предприятия.
— Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Пандемия, которая вынудила нас сидеть дома и работать удаленно, открыла для женщин что-то новое?
— Несомненно. Именно в это время многими вещами начали заниматься из дома, делать сайты, какую-либо визуализацию, большое развитие получили компьютерные технологии. Многие тогда просели по зарплатам и искали способы заработка на удаленке. Это способствовало раскрытию женского потенциала: сложно было просто пережить это время, а получить при этом новые знания и навыки — просто колоссальный успех, который говорит о силе слабой половины человечества!
— Как вы оцениваете благоприятность Краснодарского края для ведения бизнеса?
— У нас самый перенасыщенный рынок в плане конкуренции, какую бы отрасль мы ни взяли. Многие, кто оценивает свои перспективы развития в разных городах, Краснодар часто не рассматривают. В кубанской столице бизнес строить сложнее. Но, с другой стороны, если есть предприятия, которые успешно работают и развиваются, значит, почва благодатная и есть вероятность, что места хватит всем.
— А если мы возьмем по сегментам бизнеса — малый, средний, крупный. Где женщин больше?
— В малом и среднем. Женщина ни при каких условиях не забывает про дом и семью.
— Как вы считаете, бизнес для женщины — это больше вынужденная мера, связанная с необходимостью кормить себя и свою семью, или это связано больше со стремлением женщины к саморазвитию и самореализации? По каким причинам чаще всего женщины решают заняться бизнесом?
— В бизнесе достаточно высок процент многодетных обеспеченных женщин — обеспеченных благодаря мужу. И они все равно открывают свое дело, потому что таким образом самореализовываются. Сегодня у женщин для этого больше возможностей, чем, скажем, 30 или 50 лет назад. Для них открыта любая сфера бизнеса. Есть женщины, которые продают железо, и у них это хорошо получается. Я, например, продаю мужскую одежду. Когда я открывала магазин, знакомые удивлялись и, учитывая мой пол, советовали продавать платья. А четыре года спустя это стало нормой.
— Сейчас стали говорить, что женщина-руководитель более гуманна, чаще идет на уступки и компромиссы в бизнесе. Женщина-руководитель — это руководитель будущего?
— Это руководитель настоящего. Многие большие предприятия возглавляют женщины, они руководят крупными банками. Это уже норма. У женщины взгляд чуть пошире, чем у мужчины. Бизнесвумен разбираются не только в своих прямых должностных обязанностях, но и во многих других областях. Например, я умею делать сайт, могу настроить маркетинг. Как руководитель, я для выполнения этих обязанностей найму специалиста, но из-за того, что я хорошо в этом разбираюсь сама, я лучше проконтролирую и оценю эффективность его работы.
— Как начало СВО и санкционное давление на Россию повлияло на женский бизнес? Какие проблемы возникали и как решались? Много ли тех, кто не справился с трудностями и закрыл бизнес в Краснодарском крае?
— В прошлом году озвучивались страшные цифры, сколько в Краснодарском крае закрылось предприятий. Только с марта по июнь на Кубани свою деятельность прекратили 3,2 тыс. компаний.
Но на их место пришли новые. Сложно? Конечно, очень. Моему предприятию четыре года. Из них, как я недавно поняла, год — это было прекрасное спокойное время, когда прибыль была постоянная, я могла и откладывать деньги, и развивать бизнес. А последние три года я в нервном стрессе думаю о том, как бы не закрыться. И здесь много зависит от человека — готов ли он так долго терпеть эти сложности, готов ли он переформатироваться.
— Кому в женском бизнесе санкции и уход иностранных компаний с российского рынка сыграли на руку и бизнес удалось расширить? Какие позитивные моменты вы можете выделить в кризисе?
— В будущем, я уверена, мы заместим очень многое. Я работаю в швейном деле и вижу, что многие хорошие ткани сейчас не купить, потому что их не привозят. При этом наши предприятия стали активнее стремиться к импортозамещению и развивать в этом направлении свой бизнес. Раньше футболки большая часть предпринимателей закупала в Турции. А сейчас почти все закупают их у нас в городе, на маленьких производствах. При этом качество товара выше, так как микропредприятия к этому относятся очень ответственно. Замещение иностранных поставщиков на наших производителей уже идет.
Но это лишь первые шаги, и результаты мы увидим именно в будущем. А сейчас действительно сложно, заместить все и быстро просто невозможно. Единственная польза — это то, что мы ищем новые возможности в своих сферах бизнеса. Раньше мы лишь иногда смотрели по сторонам, чтобы что-то улучшить, а сейчас нам необходимо развиваться, чтобы не закрыть предприятие.
Для этого мы осваиваем новые бизнес-стратегии, новые способы продвижения, обращаемся к давно забытому старому. Например, после того как стало недоступно продвижение в Инстаграме, Фейсбуке, выросла популярность «Авито». Появилась даже новая специальность — авитолог. Я недавно общалась с предпринимателями, которые занимаются отопительными системами. Они рассказали, что снова вернулись к листовкам, и это дает хороший результат в плане продвижения товара. Если бы мне три года назад сказали, что листовки дают результат, я бы посмеялась.
Выросла значимость личных связей. В кризис я «вывозила» все только на личных знакомствах, которые наработала, когда выступала с мастер-классами. Предприниматели стали чаще обращаться друг к другу за помощью. С новой силой заработало сарафанное радио.
— Как вы оцениваете перспективы развития женского бизнеса на Кубани?
— Женское предпринимательство будет процветать, потому что мы умеем помогать друг другу. Если человек не знает, как просчитать рентабельность, мы все вместе садимся и считаем, если не может найти поставщиков, мы все включаемся в процесс. Мы умеем объединяться, и в этом наша сила.
Читайте нас в Telegram