Депутаты нашли аСИМметричный ответ
В думе Нижнего Новгорода предложили брать сборы с проката электросамокатов
В Нижнем Новгороде в прошлом году в 1,7 раза выросло число пользователей электросамокатов как средств индивидуальной мобильности (СИМ). В ближайшее время нижегородская мэрия намерена подписать третье соглашение с компаниями, которые будут предоставлять в городе услуги по прокату СИМ в летний сезон 2023 года. Некоторые нижегородские депутаты считают, что соблюдения правил дорожного движения недостаточно: кикшеринговые компании должны вносить свою лепту в доходы городского бюджета. Участники рынка парируют, что обособленные подразделения проката в регионах и так платят в казну все причитающиеся налоги.
В Нижнем Новгороде за сезон 2022 года услугами проката электросамокатов (кикшеринг) воспользовались 1,7 млн человек. Директор городского департамента развития туризма Александр Симагин на заседании комиссии гордумы по экономике отметил заметный рост популярности этой услуги. По его словам, годом ранее услугами кикшеринга воспользовались более 1 млн нижегородцев и туристов. Администрация Нижнего Новгорода подготовила проект соглашения, которое планируется подписать с кикшеринговыми компаниями на теплый сезон 2023 года. Документ разработан с учетом новых ПДД: с 1 марта самокаты включены в правила дорожного движения как средство индивидуальной мобильности (СИМ).
Как ранее писал «Ъ-Приволжье», власти получили право запрещать движение СИМ в определенных местах. Для электросамокатов введена предельно разрешенная скорость 25 км/ч, на них запрещено выезжать на автомагистрали и передвигаться в зоне действия нового знака «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено». Пользователи СИМ должны подчиняться сигналам светофора в виде силуэта пешехода или велосипеда, а дети до 14 лет смогут передвигаться на самокатах только по тротуарам, пешеходным и велодорожкам, в пределах пешеходных зон.
Александр Симагин отметил, что организация парковочных площадок для электросамокатов не требует дополнительного согласования при условии, что кикшеринговая компания не просит дополнительное парковочное оборудование.
Создавать парковки СИМ рекомендуется на тротуарах, пешеходных дорожках, рядом с транспортно-пересадочными узлами, станциями метро, остановками общественного транспорта, торговыми центрами и административными зданиями. Кикшеринговые компании сами должны вести разъяснительную работу для пользователей по всем нововведениям в правилах пользования самокатами и мерам безопасности при движении на них. Заместитель председателя гордумы Николай Сатаев при обсуждении этого вопроса спросил, что городской бюджет получает от работы кикшеринговых компаний.
«Кто-то получает деньги от проката всех этих самокатов и велосипедов. А нам какой от них прок? Просто моральный, мы хотим быть впереди планеты всей или делаем это, чтобы от Европы не отстать? Какие дивиденды получает город?» — поинтересовался депутат.
Кроме СИМ он упомянул и двухэтажные туристические автобусы, работающие в Нижнем Новгороде по городским экскурсиям. Александр Симагин ответил, что компании занимаются законной предпринимательской деятельностью и платят налоги: «Не каждый город может позволить себе предоставить такую услугу для привлечения туристов. Вмешиваться в этот вопрос не в наших полномочиях».
Николая Cатаева этот ответ не устроил.
«А в чьих это полномочиях? Они ездят по нашему городу, по нашим дорогам. Транспортный налог платят, где сами хотят. Необходимо обратить на это внимание юристам и нашим, и областного правительства. Моральное удовлетворение от развития туристической привлекательности — это хорошо. Но и про финансовую сторону забывать нельзя. За все нужно платить, в том числе и в бюджет города», — настаивал зампред гордумы.
Его поддержал председатель комиссии по экономике Сергей Пляскин. Он сообщил, что в работе кикшеринговых компаний и туристических автобусов необходимо найти баланс между привлечением туристов и пользой городской казне. Пока конкретного решения по этому поводу в городской думе не приняли.
Сооснователь коммерческий директор кикшеринговой компании Urеnt Илья Тимаховский считает идею о дополнительных требованиях по уплате в городской бюджет излишними. По его словам, кикшеринговые компании открывают во всех регионах присутствия представительства с большими операционными командами.
«Это водители, техники и скауты, которые развозят самокаты к местам стоянок, занимаются их зарядкой, ремонтом и обслуживанием, а на стоянках помогают арендовать самокат и начать поездку. Все эти люди официально устроены в компанию, соответственно все необходимые налоги платятся в областной и муниципальный бюджеты. Кроме того компания инвестирует собственные средства в развитие велоинфраструктуры, например, в установку парковок для самокатов и велосипедов»,— заключил он.
Господин Тимаховский добавил, что кикшеринговые компании изначально работают в рамках тех требований, которые сейчас включены в ПДД: «Скорость, размер и вес самоката изначально ограничены сервисом и походят под требования правил. Пользователь не сможет разогнаться больше 25 км в час, ему система не позволит это сделать. При этом он сам отвечает и за самокат, и за себя после того как взял устройство в аренду и принял условия пользовательского договора. Поэтому вся ответственность за соблюдение новых требований ПДД будет лежать полностью на нем. Мы уже доносим до пользователей изменения в ПДД и будем делать это на протяжении всего сезона».