Страховщики определились в ожиданиях
В целом по страховому рынку собранные премии позволили страховщикам закончить год без убытков
Страховой рынок завершил минувший год лучше, чем ожидалось в первом полугодии, что позволило страховым компаниям закончить год без убытков. Несмотря на сужение рынка и рост конкуренции, страховщики надеются, что в текущем году укрепится устойчивая, хотя и умеренная динамика роста при сохранении регуляторных послаблений.
Кризисные качели
Значительное влияние на развитие страхового рынка в 2022 году оказали последствия санкционных ограничений как для российской экономики в целом, так и для ее финансового сектора в частности, отмечают в Центробанке. Компании столкнулись с блокировкой иностранных активов, закрытием доступа на западные рынки капитала, трудностями в работе с перестраховщиками из недружественных стран, падением и изменением структуры спроса на ряд страховых продуктов, ростом убыточности в автостраховании. Однако, считают в ЦБ, страховому рынку удалось адаптироваться к новым условиям.
В целом по рынку собранные премии по всем видам страхования «не жизнь» остались примерно на уровне 2021 года, отмечает вице-президент «Ренессанс Страхования» Андрей Брагинский. По его мнению, это неплохой результат с учетом высокого уровня неопределенности, который был в бизнесе. «Объемы премий поддержало в большей степени увеличение тарифов, а не расширение рынка. Но то, что страховой рынок оказался устойчивым к потрясениям,— это позитивно»,— добавляет он.
Компании, особенно находящиеся под внешним санкционным давлением, потеряли значительные объемы бизнеса, поступавшие от международных корпораций или связанные с международными перевозками, упали объемы банкострахования и каско, рассказывает финансовый директор «Росгосстраха» Евгений Решетин. Но базовые потребности в страховых услугах у предприятий и населения никуда не делись, отмечает он, напротив, понимание растущих рисков подталкивает к страхованию даже тех, кто сомневался. Поэтому «для рынка в целом и большинства компаний год закончился сильно лучше, чем ожидали в конце первого и во втором кварталах».
«Несмотря на просадку результатов в некоторых кварталах, мы оцениваем итоги года с точки зрения сборов по всем видам страхования лучше тех ожиданий, что были в начале 2022-го»,— соглашается руководитель управления аналитики и развития «АльфаСтрахования» Александр Лильп.
«Минувший год в целом прошел более позитивно, чем прогнозировалось весной 2022-го,— говорит Алексей Хуторянский, директор департамента андеррайтинга по корпоративным видам страхования компании "Согласие".— Рынок не показал тот спад, которого ожидали эксперты».
При этом основной удар по рынку пришелся на первую половину 2022 года. Тенденции того периода формировались под влиянием первичного эффекта тех вызовов, с которыми столкнулся финансовый сектор в целом, отмечают в ЦБ. Существенно сократились сегменты инвестиционного страхования жизни и страхования, связанного с кредитованием. Падение премий в этих сегментах не покрывалось ростом сборов в автостраховании и добровольном медицинском страховании (ДМС), вызванным высокими инфляционными ожиданиями в период неопределенности, а также в накопительном страховании жизни (НСЖ; в большей степени за счет продаж продуктов с фиксированной доходностью с более короткими сроками относительно классических программ). Во втором же полугодии, полагает регулятор, страховой рынок начал адаптироваться к новым условиям: компании переформатировали свой бизнес, наполнили продуктовые линейки наиболее востребованными страховыми услугами, стали предлагать клиентам более гибкие условия страхования.
Основной вклад
По итогам 2022 года российский рынок страхования показал небольшой, но все-таки рост. Общий объем собранных страховых премий, по данным Банка России, увеличился на 0,5% относительно 2021 года и составил 1,8 трлн руб., снизившись, правда, при этом относительно ВВП (с 3% до 1,2%). Основной вклад в рост рынка внесло увеличение сборов в сегментах НСЖ, автострахования и ДМС, негативную динамику демонстрировали кредитные виды страхования жизни и здоровья и ИСЖ. Выплаты по договорам страхования при этом росли, прибавив 12,1% относительно показателя 2021 года и достигнув 890 млрд руб.
Во втором полугодии рынку очень сильно помогло снижение ставок кредитования и, как следствие, оживление кредитования, рассказывает Андрей Брагинский. Продажи всех ковенантных видов начали расти, в том числе кредитного каско и страхования заемщиков потребительских кредитов. Сказались и меры по поддержке ипотеки, что очень серьезно помогло рынку страхования имущества.
Еще один важный фактор, который помог рынку каско во втором полугодии,— рост поставок китайского автопрома. Его доля составила примерно 30% новых продаж, при этом, по мнению Андрея Брагинского, отсутствие проблем с запчастями, возможность заказа автомобилей китайских брендов в производстве, переговоры о поставках премиальных брендов и увеличение числа дилеров в полтора раза позволяет прогнозировать дальнейший рост этого сегмента.
Во втором полугодии начало восстанавливаться банкострахование — кредитное страхование и ипотечное, особенно в результате снижения ставок по льготной ипотеке. А в автостраховании происходила переориентация страховщиков на сегмент отечественных и китайских автомобилей, отмечают в «Росгосстрахе».
Самым тяжелым для рынка был именно второй квартал 2022 года, когда падение рынка в сегменте «не жизнь» составило 6,2% ко второму кварталу 2021-го, но уже третий квартал показал восстановительный рост, а в четвертом квартале рост составил 9,6% говорит замруководителя управления аналитики и исследований ВСК Максим Грушко.
Вместе с тем, по словам Андрея Брагинского, сильнее, чем в начале года, во втором полугодии рынок ощутил последствия ухода западных компаний, в частности сокращение портфеля ДМС. В первом полугодии ряд впоследствии ушедших западных компаний еще не принял окончательного решения о закрытии бизнеса и сохраняли штат, не расторгая договор ДМС. Кроме того, многие компании стараются оптимизировать свои бюджеты на ДМС для сотрудников.
Динамика показателей страховщиков во втором полугодии стала улучшаться, отмечают в ЦБ. Так, на фоне снижения процентных ставок и оживления спроса на заемные средства со стороны физических лиц начали восстанавливаться виды страхования, связанные с кредитованием. Рост сегментов автокаско и ДМС, обусловленный в первом полугодии в большей степени повышением цен на запчасти и медицинские услуги, во втором полугодии поддерживался тарифной и продуктовой политикой страховщиков: появились недорогие продукты с ограниченным перечнем рисков и франшизой, способные удовлетворить спрос потребителей в текущих условиях.
Если говорить о сегментах рынка non-life страхования, то, по словам Максима Грушко, основным драйвером страхового рынка в 2022 году стали корпоративные виды, которые за 12 месяцев выросли на 9,6%, в то время как розничные в целом упали на 5,3%. При этом в корпоративных видах хорошо выросли автострахование (страхование корпоративных парков по ОСАГО и каско) — на 24,1%, медицинское корпоративное страхование (8,3%), а также страхование грузов за счет активизации транспортной логистики (22,1%). Пострадало же розничное банкострахование в силу снижения кредитования населения — так, очень важный сегмент для страхового рынка, страхование от несчастных случаев и болезней физических лиц, сократился на четверть (–26,9%) за 12 месяцев 2022 года, падение было также и в розничном каско (в силу снижения продаж новых автомобилей — за год они упали на 58,8%), но не такое трагичное, как в банкостраховании.
Живые и мертвые
Наиболее пострадавшие сегменты 2022 года — банкострахование (в силу снижения кредитования населения), сегмент страхования выезжающих за рубеж (хотя заметного влияния на общерыночные итоги он никогда не оказывал) и добровольное автострахование. Продажи новых машин упали (за год — на 58,8%), а именно они серьезно влияли на рост сегмента розничного каско, говорят в «Росгосстрахе».
А еще практически на треть (на 36,9%) сократился сегмент страхования от несчастных случаев и болезней физических лиц.
Кроме того, в сегменте страхования частных квартир и домов клиенты даже на фоне падения доходов населения в большинстве своем не были готовы отказываться от страховой защиты, поскольку понимали, что в непредвиденных обстоятельствах изыскать бюджет на ремонт, восстановление или покупку нового жилья будет значительно сложнее, чем раньше.
Экономия корпоративных клиентов на расходах повлияла на бюджеты ДМС, отмечает Андрей Брагинский. При этом дополнительное давление на рынок оказывает рост стоимости обслуживания в клиниках (мединфляция): более 15% в текущем году. Также на рынке сказался уход ряда западных компаний, традиционно формировавших стабильный спрос на ДМС.
Выделить явно пострадавший вид страхования нельзя — все они так или иначе столкнулись с проблемами, но с разных сторон, полагает Александр Лильп. В автостраховании, приводит он пример, наблюдались проблемы с урегулированием в связи с дефицитом или резким ростом стоимости запасных частей и бизнесом, который связан с новыми автомобилями. В корпоративном сегменте приходилось фактически с нуля выстраивать новые перестраховочные решения. Что касается ДМС, некоторые компании ушли из России, что привело в целом по рынку к сокращению числа застрахованного персонала, но не драматичному, так как пришли новые клиенты.
Прибыли и убытки
По итогам 2022 года, по данным Банка России, прибыль российских страховщиков упала по сравнению с 2021-м на 17,3%, до 202,6 млрд руб.— это произошло из-за снижения прибыли от инвестиционной деятельности, в первую очередь за счет операций с финансовыми инструментами и иностранной валютой. В результате сокращения прибыли рентабельность страховых компаний также незначительно снизилась относительно уровня 2021-го, но по-прежнему осталась на высоком уровне: рентабельность капитала составила 19,5%, рентабельность активов — 4,6%.
На финансовый результат страховых компаний оказали давление череда крупных убытков прошлого года, а также непростая ситуация на финансовом и валютном рынках, но в целом результаты можно считать неплохими, говорит директор департамента андеррайтинга по корпоративным видам страхования СК «Согласие» Алексей Хуторянский.
Если говорить о прибыли, то наибольшая неопределенность была связана не с непосредственно страховой деятельностью, а с инвестиционной: скачки инвестиционных рынков и курсов валют привели к большой неопределенности в части формирования прогнозов, отмечают в СК «Росгосстрах». Однако по итогам года компании, не имевшие значительных открытых валютных позиций и ориентирующиеся на консервативный подход к инвестированию, и в этой части показали неплохие результаты. Пропали суперприбыли, но и убытков не было.
К тому же рынок успешно перестроился на формирование внутренней страховой и перестраховочной защиты, прекратив сотрудничество с международными перестраховщиками, и, по сути, показал практически полную самодостаточность даже в части страхования самых крупных рисков. В связи с введенными санкциями и ограничениями на платежи обязательства зарубежных перестраховщиков остались невыполненными на весьма существенные суммы, однако и это не стало критическим для рынка, в том числе благодаря послаблениям к требованиям к капиталу, введенным Банком России.
Действительно, в прошлом году Банк России «для обеспечения стабильности страхового рынка» предоставил страховщикам регуляторные послабления, в том числе по расчету капитала и снижению нагрузки. «В результате этих изменений страховщики легче прошли период высокой волатильности на финансовых рынках, адаптировались к долгосрочным структурным изменениям, а также сохранили свою финансовую устойчивость и платежеспособность»,— считают в ЦБ. По данным регулятора, послаблениями в разной степени воспользовались около половины участников страхового рынка, для большинства из них общий эффект от применения мер поддержки был умеренным, и к концу года они были готовы справиться с отменой значительной части действующих послаблений. «На 2023 год было продлено, в том числе в модифицированном формате, действие только тех мер, в которых сохранилась необходимость»,— говорят в ЦБ.
Взлет с препятствиями
Если говорить об ожиданиях страховщиков в текущем году, в целом они умеренно позитивные. «Мы прогнозируем положительную динамику рынка — как минимум рост на уровне инфляции»,— говорит Александр Лильп.
У ВСК есть несколько прогнозных сценариев в зависимости от ситуации, рассказывает Максим Грушко. Базовый сценарий предполагает рост рынка non-life в 2023 году на 5% — во многом за счет роста в автостраховании, медицинском страховании и восстановительного роста в банкостраховании. «Мы надеемся, что постепенно будут восстанавливаться логистические цепочки, экономика постепенно будет адаптироваться к новой реальности, а бизнес — искать новые пути для своего развития»,— поясняет Максим Грушко. При этом другой сценарий, умеренно консервативный, предполагает небольшое, до 1–2%, падение рынка из-за возможного снижения кредитования населения (и, как следствие, снижение сборов в банкостраховании), а также спада в ряде ключевых розничных видах страхования. Но мы уверены, добавляет эксперт, что даже в этом сценарии «страховые компании так или иначе приспособятся к реальности, найдут точки роста в новых условиях».
«В целом по рынку мы надеемся на рост»,— говорит Андрей Брагинский. Поддержку страхованию, по его мнению, должны оказать снижение ставок кредитования, правительственные меры поддержки экономики, в том числе льготная ипотека, и улучшение ситуации с доступностью новых автомобилей: от активизации китайского и отечественного автопрома и перевода заводов на производство китайских брендов до налаживания каналов параллельного импорта.
«Можно предположить, что общий рост рынка будет в интервале от 0 до 3–5%. На наш взгляд, драйверами роста в корпоративном сегменте будут страхование строительно-монтажных рисков, спецтехники, урожая и животных с господдержкой»,— заключает Алексей Хуторянский.
Говоря при этом о ключевых вызовах для рынка в нынешнем году, эксперты упоминают сразу несколько основных проблем. При этом проблемы эти довольно разноплановые.
Если говорить про специфические затруднения, которые были в 2022 году и сохраняются сейчас,— это вопросы перестрахования, отмечает Алексей Хуторянский: «Рассматривался вариант создания крупной перестраховочной компании, аналогичной РНПК, с финансовым участием страховщиков, но по нему рынок не договорился».
«Сейчас наблюдается падение количества договоров страхования, что означает риск сокращения числа клиентов»,— фиксирует «верхнюю часть айсберга» Александр Лильп.
Ключевая проблема: повышение конкуренции на сузившихся сегментах рынка вновь приводит к росту конкурентной борьбы между страховыми компаниями, завышениям агентских вознаграждений и демпинговым тарифам, полагает Евгений Решетин. «Едва ли в этой части ситуация быстро уляжется,— прогнозирует он,— а значит, надо усиливать разъяснительную работу с клиентами — то, что дешево, вряд ли для них хорошо, так как обычно означает ухудшение сервиса или дополнительные ограничения в условиях страхования». И второе, что очень нужно рынку, продолжает Евгений Решетин,— это стабильность и определенность хотя бы там, где это возможно, а именно в минимизации законодательных изменений и снижении регуляторной нагрузки: «В 2022 году послабления, введенные регулятором, позволили компаниям успешно преодолеть проблемы — важно, чтобы такой же подход сохранился и в 2023-м».
«Так или иначе, страховой рынок — это производная от экономики в целом»,— считает Максим Грушко. Второй вызов, по его мнению,— инфляция и рост стоимости и доступности запчастей (что важно для автострахования), медицинская инфляция (влияет на стоимость продуктов ДМС) и в целом рост стоимости услуг провайдеров (все это влияет на операционную эффективность страхового бизнеса). И третье — перестрахование, успешность действий РНПК для создания достаточной отечественной перестраховочной емкости.