Качнется купол мира
Владимир Путин в Севастополе осмотрел парк-храм, над которым работает митрополит Тихон
18 марта, в годовщину воссоединения Крыма и Севастополя, президент России Владимир Путин неожиданно прилетел в Севастополь и изучил новые для города масштабные объекты. Специальный корреспондент «Ъ» Андрей Колесников — о том, как и где это происходило.
То, что Владимир Путин вдруг оказался в Севастополе, стало большим сюрпризом. Вообще-то предполагалось, что он оценит новые объекты в Севастополе при помощи видеосвязи. Между тем в какой-то момент, уже после того как российский президент улетел из города, выяснилось, что он там был. Меры предосторожности были беспрецедентными даже с учетом обычных в таких случаях.
Видимо, для господина Путина это был вызов: не полететь в этом году в Крым он не мог и принял в конце концов такое решение. Тем более после того, как Международный уголовный суд в Гааге предъявил ордер на его арест (то есть терять теперь вообще уже нечего).
В Севастополе российский президент приехал в историко-археологический парк «Херсонес Таврический». Здесь кроме губернатора Севастополя Михаила Развожаева его встретил председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов). С Владимиром Путиным, по данным «Ъ», не было даже личных оператора и фотографа, так что потом фотографии и видео собирали среди тех, кто был, то есть в основном с участников мероприятия (на улице ждала камера ВГТРК, но это не считается: все события происходили внутри помещений). То есть фотографы были не личные, а уличные.
На территории парка, где несколько лет назад Владимир Путин уже был вместе с бывшим премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, построен (силами Минобороны, безусловно) прежде всего детский центр «Корсунь» — филиал «Артека».
— Меньше года все это строили,— показывал владыка Тихон президенту.— Вот военные строители (тоже показал.— А. К.)... Пойдемте дальше... Здесь картинки развесим...
— А кто у вас основной спонсор? — перебил его Владимир Путин.
— Токарев и Дюков,— быстро и предметно среагировал владыка.
— «Транснефть» и «Газпром нефть»,— кивнул президент.
Зачем-то ему надо было знать.
— Такой школы искусств, наверное, в России больше нет...— оглядывал Владимир Путин помещения.— Не в каждом университете такие аудитории...
— Конечно! — подхватывал владыка Тихон.— И самое главное, сорок тыщ детей (Правда, ни одного ребенка в детском центре было не видно.— А. К.)!..
Конечно, нет больше нигде. Если сорок тыщ одних детей...
— Потом покажем музей христианства,— пообещал владыка Тихон.— Огромный музей! С куполом таким же, как Святая София, 33 метра! Естественно, там проекция и все... Будет потрясающая экспозиция «История Крыма и Новороссии» (они теперь неотделимы.— А. К.)... И, конечно, в первую очередь будет музей античности и Византии (странно, что и их не объединили.— А. К.). Мы выводим нынешний музей, в котором уже 200 тыс. артефактов, мы не можем... они в маленьких монастырских помещениях... Им теперь дается 11 тыс. квадратных метров площадей... И там же будет Международный центр археологии...
Было полное впечатление, что ходом строительства руководит именно митрополит Тихон.
— Кроме того,— продолжал он,— здесь произошло еще потрясающее археологическое событие! Здесь велись раскопки на 81 тыс. квадратных метров! Нигде в истории и никогда не было, чтобы в одном месте велись такие раскопки.
— Даже в советское время не было? — поинтересовался Владимир Путин.
Всегда есть смысл сравнить с эталонной единицей измерения.
— Ни в советское, ни в досоветское, ни в мире — нигде такого не было! — гарантировал владыка Тихон, обретающий себя в публичной мирской плоскости.— Найдено более 3 млн артефактов!
— А чтобы все осуществилось, надо слова благодарности сказать «Газпром нефти» и «Транснефти»,— не забыл о мирском и российский президент.
Вот зачем ему надо было знать. Он готовился.
— Все получается, короче? — уточнил Владимир Путин у митрополита Тихона в коридоре.
— Да-да-да, все слава Богу!..— поспешил заметить владыка Тихон и кстати вспомнил: — Святейший интересуется...
— Его поддержка-то нам нужна! — заверил президент.
Не все же должно быть наоборот.
— Благословение, молитвы... Конечно...— согласился митрополит Тихон.
В следующем кабинете владыке Тихону что-то шепнул директор «Артека» Константин Федоренко.
— А, да! — спохватился митрополит Тихон.— Еще здесь будут обучаться советники-консультанты!
Осенили упоминанием всуе и их.
Музей христианства, окончательно утверждающий, откуда и куда оно, собственно говоря, пошло, пока еще существует в основном в видеопроекциях. Но можно не сомневаться, что Минобороны в рекордные сроки справится и с этим объектом (иногда до конца не понятно, что у него получается быстрее: строить или разрушать. И то и другое происходит в три смены).
— Вот такое построится! — любовался владыка Тихон.— А это будет храм-парк... Представляете, летом, когда жарко, в храме — дисперсные фонтаны! Уникальное тоже... И открывается купол... Представляете, вот так вот: купол!.. Если ночные службы, то под звездным небом...
Открытое небо, особенно в таких местах, особенно звездное, то есть в ночи, сейчас вообще-то не очень поощряется.
— А представляете, как крестный ход будет вот так вот идти через весь город туда...— мечтал митрополит Тихон.
Проект и правда захватил его.
Сооружение и в самом деле может затмить даже храм вооруженных сил в подмосковном парке «Патриот» (там фонтаны вынесены наружу, да и купол, признаться, по всем признакам стационарный — хотя поди, конечно, знай... Может, и шахта в полу одновременно открывается...). А это ведь трудно было себе даже представить.
— Древнюю подземную реку Кераон откопали! — рассказал владыка Тихон.— Здесь еще раскопки вести несколько десятилетий...— В античности была, была под землей, а теперь прозрачнейшая река!.. А там — реконструкция древнего города... Еда античная, еда викингов, сувениры...
Владимир Путин дал понять, что пора идти уже.
— Спасибо, что дали возможность реализовать! — поблагодарил митрополит Тихон и поправился: — Придумали и дали возможность реализовать!
Да, для российского президента это все равно что «Сириус».
— Продолжайте в том же духе,— благословил Владимир Путин владыку Тихона, уже сев за руль машины, на которой и приехал.
Нет, это был не Aurus, который, видимо, сюда не настолько эффективно доставить на пару часов, чем комплекс С-400 — навсегда, а Land Cruiser. (Возможно ведь, что и приходится выбирать.)
— И вы тоже! — расчувствовался Михаил Развожаев.
В этом-то можно было не сомневаться.