Не тщетная предосторожность
Что нужно знать о правильной и безопасной перевозке детей в автобусах
Уже не за горами майские каникулы, а за ними — сезон детских поездок в летние лагеря и к морю. Самое время вспомнить о том, что перевозка более восьми детей в автобусах без родителей (или их представителей) регулируется специальными правилами, несоблюдение которых карается серьезной ответственностью. Подробнее о том, как безопасно организовать такую перевозку,— в нашем обзоре.
Сразу оговорим, что организованная перевозка детей требует соблюдения особых норм ПДД и специальных процедур, описанных в постановлении правительства №1527. Разъяснения содержатся также в руководстве Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17 мая 2022 года. Помимо этого, существует наглядное методическое руководство по детским перевозкам для родителей, педагогов и директоров школ, выпущенное Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО.
С чего начать?
Итак, некое образовательное или оздоровительное учреждение для детей (школа, лагерь и пр.) хочет перевезти группу детей из пункта А в пункт В. Например, доставить из аэропорта или с вокзала к месту отдыха либо вывезти на экскурсию. Таким образом, учреждение выступает в качестве организатора перевозок. Ему необходимо выбрать перевозчика и заключить с ним договор фрахтования. При этом нужно заранее понимать, есть ли у компании необходимые ресурсы, кадры и техника. У некоторых образовательных организаций есть собственные автобусы, им такой договор не требуется, но правила соблюдать они все равно обязаны.
У водителя автобуса должен быть стаж вождения по категории D не менее года из последних двух лет. Кроме того, в течение года, предшествующего перевозке, он не должен иметь наказаний за грубые нарушения в виде лишения прав или административного ареста. Все автобусы должны быть оборудованы ремнями безопасности и проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета. Под передним стеклом транспортного средства обязателен опознавательный знак «Перевозка детей» в виде квадрата желтого цвета, а в задней части кузова (например, под стеклом) должен быть установлен знак «Ограничение скорости 60 км/ч». Кроме того, автобус должен быть укомплектован всем необходимым по ПДД оборудованием — тахограф, огнетушитель и пр. Ну и, разумеется, действующий полис ОСАГО, а для перевозок, на которые распространяется действие Федерального закона от 14 июня 2021 года №67-ФЗ,— договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика пассажиров.
Если с перевозчиком, транспортом и водителем все улажено, то в случае перевозки одним или двумя автобусами следующим шагом будет подача в Госавтоинспекцию уведомления об организованной перевозке. Если поездка междугородняя, уведомление подается за 48 часов, а если автобус перемещается по городу или в пригороде — за сутки. Уведомление подать несложно: для этого на сайте Госавтоинспекции работает специальный сервис, он абсолютно бесплатный. Подать уведомление также можно очно, обратившись в местное подразделение Госавтоинспекции. В перспективе процедура станет еще проще — уведомление можно будет подавать через портал госуслуг, но пока эта функция в тестовом режиме работает только в Подмосковье.
99% детских перевозок сегодня находится под контролем Госавтоинспекции, говорит директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова: «Спортивные школы, образовательные организации стараются работать с компаниями, у которых все в порядке и с документами, и с техникой, поэтому проблем с уведомлениями не возникает».
Директор Института изучения детства, семьи и воспитания, член Общественной палаты РФ Наталья Агре говорит, что жизнь школ очень активная, и часто бывает так, что мероприятия (например, экскурсии) внезапно сдвигаются на день или на несколько часов, причем по не зависящим от школы обстоятельствам. «Было бы здорово, если бы Госавтоинспекция внедрила какое-то IT-решение, позволяющее внести в уведомление незначительные коррективы, не влияющие на безопасность, не проходя всю процедуру заново,— считает она.— Это сделало бы жизнь школ гораздо комфортнее».
Если же детей везут большой группой на трех или более автобусах, то подается уже не уведомление, а заявка на сопровождение колонны патрульными автомобилями Госавтоинспекции. Поскольку эта процедура требует большего объема проверок, срок подачи заявки составляет не менее десяти дней до планируемой поездки. Подать заявку можно очным порядком в подразделение Госавтоинспекции или отправить по почте. Список необходимых документов содержится в приказе МВД от 22 марта 2019 года №177.
Как проходит поездка
Базовые правила следующие. Все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности — ходить по салону во время движения нельзя. Равно как нельзя сидеть в проходе, на сумках и пр. При движении на крыше автобуса должен работать проблесковый маячок, который виден с любой стороны автобуса,— это необходимо для привлечения внимания других участников движения к транспортному средству, перевозящему детей. Перевозящий детей автобус не должен превышать скорость 60 км/ч, даже если едет по скоростному шоссе.
Если образовательная организация нанимала перевозчика, водитель автобуса среди прочих документов должен иметь при себе договор фрахтования или его копию на бумаге, если документ оформлялся электронно. Последняя опция введена с 1 марта 2023 года поправками к ПДД, постановлению правительства №1527 и Уставу автомобильного транспорта.
Помимо водителей в автобусе могут находиться только дети и сопровождающие их лица (списки составляются организатором перевозки). В каждом автобусе должен быть минимум один сопровождающий. Если поездка длится более 12 часов и при этом в колонне едут три или более автобусов, среди сопровождающих обязательно должен быть врач.
Запрещено перевозить детей в возрасте до семи лет, если продолжительность поездки более четырех часов. Ночью (с 23:00 до 6:00) из-за повышенного риска организованные перевозки ограничены. В это время разрешено перевозить детей только к железнодорожным вокзалам, аэропортам или при завершении дневной поездки при отклонении от графика. Но в любом случае автобус или колонна автобусов с детьми после 23:00 не должны проезжать более 100 км.
Для поездок длительностью менее четырех часов эксперты рекомендуют заранее запастись сухими пайками, негазированной бутилированной водой (не менее 1,5 литра на ребенка). Если дорога займет большее время, следует позаботиться о горячем питании — взять его с собой или запланировать остановки на маршруте.
Что будет, если нарушить правила?
За это предусмотрены серьезные санкции, прописанные в статье 12.23 КоАП. Штрафы могут достигать 25 тыс. руб. для должностных лиц и 100 тыс. руб. для юрлиц. Если водитель не соответствует установленным требованиям (например, отсутствует необходимый стаж вождения), то его могут оштрафовать на 3 тыс. руб. Из-за повышенных рисков при нарушении правил перевозки детей ночью действует и повышенная ответственность: штраф 5 тыс. руб. или лишение прав для водителя, штраф 50 тыс. руб. для должностных лиц и 200 тыс. руб. для юрлиц.
Почему важно уведомлять Госавтоинспекцию
Подача уведомлений позволяет полиции заранее проверить безопасность автобуса (прошел ли он техосмотр, имеет ли ОСАГО) и данные на водителя (не лишен ли прав, не является ли злостным нарушителем). Если выявлены недочеты, организатор перевозок ставится в известность, после чего школа или лагерь могут принять решение сменить перевозчика. Также информация о предстоящей поездке необходима и для того, чтобы руководители подразделений Госавтоинспекции знали, когда и по какому шоссе проедут автобусы, сколько детей находится в салоне, и могли выставить наряды ДПС ближе к маршруту, заранее приготовиться к оперативному оказанию помощи, если таковая потребуется.
Важность этого требования доходчивее всего иллюстрируют печально известные происшествия. Например, авария, произошедшая в ХМАО 4 декабря 2016 года. Тогда автобус, перевозивший 29 детей, столкнулся с грузовиком. Погибли 12 воспитанников детской школы по акробатике. Позже выяснилось, что директор школы не уведомила Госавтоинспекцию об этой поездке. Если бы полиция знала заранее, то многочисленных жертв удалось бы избежать. Пример прошлого года: 1 апреля в Карелии перевернулся автобус, перевозивший воспитанников одной из спортивных секций. Дети ехали на межрегиональные соревнования. Проведенная проверка показала, что Госавтоинспекция о перевозке не уведомлялась. Если бы все происходило по правилам, возможно, автоаварии удалось бы избежать. Ведь проверка, проведенная уже после ДТП, показала, что автобус был неисправен, а водитель многократно нарушал правила.
Все правила организованной перевозки детей тщательно продуманы, доходчиво прописаны и нормативно закреплены. Но некомпетентность организаторов, желание сэкономить на транспортных расходах, безответственность — все это никуда не делось из нашей жизни. Поэтому, кто бы ни выступал организатором поездки, родителям стоит убедиться в том, что все требования выполнены. Там, где речь идет о жизни и здоровье детей, никакая предосторожность не может быть тщетной.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги»