ФАС ответила на призыв
Консультировавшую военнообязанных компанию наказали за «агрессивную рекламу»
В Татарстане Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выписала штраф юридической фирме, которая предлагала призывникам «законно не служить в армии». На рекламу, где говорилось, что отсрочка поможет сохранить «отношения с девушкой» и «здоровье родителей», еще до начала спецоперации пожаловался республиканский военкомат. УФАС посчитало, что реклама фирмы была «агрессивной», поскольку искажала «представление о реальной службе в армии». В своих выводах ведомство опиралось на соцопросы, согласно которым большинство россиян считают военную службу «школой жизни».
Управление ФАС по Татарстану сообщило, что оштрафовало ООО «Защита прав призывника» из Башкирии за «рекламу услуг по уклонению от службы в армии». «Так как данная компания является субъектом малого и среднего предпринимательства, штраф ей вынесен в размере 50 тыс. руб.»,— уточнили „Ъ“ в пресс-службе ведомства.
В сообщении УФАС сказано, что «посетителям своего сайта фирма предлагала получить отсрочку и военный билет в Казани и Татарстане с гарантиями в договоре даже при наличии повестки».
Услуги предоставлялись по нескольким тарифам: «Базовый», «Оптимальный, «Экстренный» и пакет VIP. Последние два варианта, помимо консультаций юристов и врачей, предполагали обжалование решения призывной комиссии. По данным ФАС, компания утверждала, что «помогает призывникам законно не служить в армии», а среди ее клиентов насчитывалось более 35 тыс. призывников. Также она заявляла, что у девяти из 10 призывников есть законные основания получить военный билет, не проходя службу в армии.
Последнее утверждение, как сказано в сообщении УФАС, компания не смогла подтвердить в рамках рассмотрения дела. При этом комиссия татарстанского управления пришла к выводу, что такая реклама «вызывает у лиц, подлежащих призыву, отрицание к воинской службе, создавая недостоверное впечатление, что призыва можно избежать, воспользовавшись услугами компании». УФАС квалифицировало действия юридической фирмы «как нарушающие принципы достоверности и добросовестности размещаемой рекламы, порочащие честь, достоинство и репутацию лиц, которые принимают участие в призывной кампании».
«Реклама компании призывала к совершению противоправных действий и не содержала всей информации об оказываемых услугах»,— сказано в сообщении ведомства. Санкция была вынесена по ч. 1 ст. 14.3 КоАП (нарушение законодательства о рекламе), которая предусматривает максимальный размер штрафа до 0,5 млн руб.
Как стало известно „Ъ“, дело возбудили после обращения военного комиссариата Татарстана, которое поступило в УФАС еще в августе 2021 года. Военкомат жаловался на «предоставление услуг гражданам по освобождению от призыва на военную службу».
Сами рекламные объявления УФАС вычислило, проведя мониторинг интернета в марте 2022 года, то есть уже после начала спецоперации РФ на Украине. Среди лозунгов, которые использовала компания, в документах УФАС указываются следующие: «Сохраните здоровье родителям. Пока Вы в армии, больше всех беспокоятся и переживают ваши родители», «Не секрет, что множество расставаний происходит тогда, когда парень служит в армии», «Мы всегда находим законные основания помочь вам не служить в армии», «Сомневаешься, что сможешь получить военный билет законно? Пройди опрос…».
УФАС посчитало, что это «агрессивная реклама», подобные утверждения «формируют у аудитории искаженное представление о реальной службе в армии» и противоречат выводам социологических исследований.
Так, в материалах дела приводится опрос ВЦИОМ, согласно которому прошедшие срочную службу и родители подростков «отмечают в целом положительные изменения за последние два-три года в российской армии». При этом две трети родителей «скорее хотели бы, чтобы их сыновья служили в российской армии». «Согласно данным ФОМа от 2021 года школой жизни службу в армии считают 67%, потерянным временем — 23%»,— приводит информацию УФАС в обоснование своего решения.
Ведомство также описывает «плюсы» службы в армии: у молодого человека «появляется время, чтобы определиться, чем же он желает заниматься в жизни», с прибытием в часть «заканчивается зона комфорта», в армии можно «узнать много нового — расширить кругозор, получить новые знания, умения и навыки», а также приобрести «положительные привычки: застилать постель, убирать вещи, чистить обувь, мыть посуду»
В документах УФАС приводятся данные военкомата Татарстана, согласно которым в 2021 году только 17,2% призывников были освобождены от службы по состоянию здоровья.
Решение татарстанского УФАС было принято на фоне предложения полностью запретить рекламу услуг по освобождению от армии. Соответствующие поправки в федеральный закон «О рекламе» уже подготовили депутаты Курултая Башкирии. Они считают, что «агрессивная реклама услуг по уклонению от исполнения воинской обязанности» провоцирует граждан на совершение деяний, наказуемых в уголовном и административном порядке. Однако юристы считают, что это может обернуться ограничением легальной деятельности, направленной на защиту прав граждан.
Генеральный директор компании «Защита прав призывника» Азат Адельмурдин сказал „Ъ“, что с решением УФАС не согласен, поскольку не была подтверждена недостоверность приведенных в рекламе сведений, в том числе о доле призывников с заболеваниями:
«Наши данные не были опровергнуты официальной статистикой. Цифры военкомата – это не официальная статистика».
«Мы настаивали на проведении экспертизы рекламных текстов, но в УФАС нам отказали», — сказал он. Однако оспаривать постановление УФАС в компании не намерены, поскольку судебные издержки превысят размер штрафа. «Нам специально дали минимальный размер штрафа – 50 тысяч рублей, чтобы мы его не оспаривали. В противном случае суд бы назначил экспертизу наших рекламных текстов, которая бы наверняка показала, что нарушений нет»,— считает господин Адельмурдин. По его словам, к настоящему времени, компания «изменила формулировки в рекламе, и сейчас к ней претензий у надзорных органов нет».
По данным kartoteka.ru, ООО «Защита прав призывника» в 2021 году получило 2,5 млн руб. чистой прибыли при выручке 30 млн руб.
Согласно сайту УФАС, ведомство ранее рассматривало еще одно дело в отношении этой компании за размещение рекламы на заборе и остановке транспорта в Бугульме в 2021 году. Тогда УФАС почитало, что реклама вводит в заблуждение потребителей, и предписало убрать ее.