Бизнесу предоставили ближневосточное плечо

Провайдеры логистики проложили путь в дружественные страны

В течение 2022 года российской логистике удалось в краткие сроки и в условиях санкционного давления перестроить цепочки поставок в сторону дружественных стран. В 2023 году эта тенденция будет продолжена: уже сейчас на рынке появляются новые маршруты и сервисы. Если основным инструментом для сглаживания санкционных ограничений в прошлом году стала поставка товаров через крупнейший логистический узел — Турцию, то сейчас все внимание уделено Ближнему Востоку. В рамках перестройки внешнеэкономических связей страна берет курс на усиление сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном и др. Провайдеры со своей стороны усиливают направление Ирана и Катара, открывая новые логистические маршруты.

Весь прошлый год существенную долю в торговом обороте с Россией занимала Турция, воздерживающаяся от введения санкций. Это было вызвано многими факторами, в частности, налаженными связями между двумя странами, развитостью инфраструктуры страны, регулярностью и стабильностью рейсов, возможностью осуществлять перевозки всеми видами транспорта. Игроки рынка прогнозировали рост спроса на грузоперевозки по турецкому направлению вплоть до 2025 года, а провайдеры формировали новые маршруты (https://www.kommersant.ru/doc/5695561).

Теперь бизнес и государство активно разворачиваются в сторону Ближнего Востока, и в качестве одного из главных партнеров выступает «товарищ по санкционному несчастью» — Иран. «Изменения во внешнеполитической и экономической конъюнктуре привели к смещению акцентов товарооборота с привычных регионов Европы и Америки на новые перспективные направления, в том числе и страны Ближнего Востока»,— замечают аналитики ГК «Деловые Линии».

Перспективы развития транзита через Иран, о которых говорят последние 15 лет, сегодня получают возможность реального воплощения, основанную на двустороннем договоре между государствами. Санкционный же режим сейчас играет роль сближающего фактора, и Иран становится все более значимым торговым партнером для России. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, оборот внешней торговли двух стран по итогам 2022 года вырос на 20%, до $4,9 млрд. В ближайшие годы показатель может быть увеличен до $40 млрд, уверены в ведомстве.

Как правило, перевозчики использовали схему доставки грузов через порт Джебел-Али (ОАЭ) в Бендер-Аббас, а оттуда на грузовых автомобилях по территории Ирана либо через Азербайджан, либо через порт Энзели на Каспии. В целом морские грузоперевозки из Ирана осуществляются из трех основных портов: Бендер-Энзели, Бендер-Аббас и Амирабад. Оттуда грузы могут быть отправлены по Каспийскому морю в астраханские порты контейнеровозами. Также из Бендер-Энзели в Астрахань ходит паром, который может перевозить 20- и 40-футовые контейнеры, в том числе и рефрижераторы.

«Деловые Линии» в феврале 2023 года анонсировали открытие нескольких новых маршрутов в иранском направлении. Среди них доставка морем из иранского порта Бендер-Аббас в Астрахань сроком до семи дней, автодоставка из Тегерана в Махачкалу — около двух недель, доставка морем от Джебел-Али (ОАЭ) до Новороссийска — также в среднем две недели. Услугой могут воспользоваться компании и ИП при наличии документа, подтверждающего покупку товара за рубежом (инвойса).

В компании отметили, что чаще всего с Ближнего Востока заказывают доставку оборудования и запчастей к нему, электроники, строительных материалов, а также одежды.

Еще одно направление, которое логистические компании также прорабатывают, учитывая политику властей,— это Катар. С осени прошлого года главы государств эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани и Владимир Путин ведут риторику расширения взаимного сотрудничества и возможности увеличения товарооборота. В середине марта 2023 года министр иностранных дел Сергей Лавров сообщил, что с катарскими коллегами согласованы дополнительные шаги для поддержания положительной динамики товарооборота и для развития инвестиционного сотрудничества. В Минэкономразвития РФ подчеркивали, что двусторонний товарооборот между странами стабильно растет начиная с 2015 года (по последним открытым данным, в 2020 году рост был на 22%, до $100,6 млн).

Как правило, оптимальными способами доставки грузов в Катар являются авиаперевозки в международный аэропорт Хамад, перевозки морским путем или же мультимодальные перевозки. При мультимодальной перевозке в Катар груз из России может поехать по следующему маршруту: он проходит транзитом через Иран и из порта Бендер-Аббас плывет до удобного порта в Катаре (порт Хамад в Умм-эль-Хоуле — на юге, порт Доха и порт Аль-Рувайс — на севере). Например, «Деловые Линии» уже разработали схему доставки по морю сообщением Доха — Новороссийск.

В сфере логистики продолжается стадия формирования рынка. Уже сейчас становится понятно, что Россия будет наращивать и углублять экономическое партнерство с Турцией, а также с Китаем, Индией, Бразилией, Египтом, ОАЭ, Ираном и другими странами Азии, Африки и Латинской Америки. Постепенно восстанавливается часть маршрутов, формируются новые схемы. Теперь эксперты отмечают, что одной из стоящих перед отраслью задач будет сокращение сроков доставки и издержек на конечный продукт.

Алла Михеенко

ООО Деловые линии

Реклама

Вся лента