Время интуиции и экспертизы
Почему российский консалтинг располагает огромным полем для развития
В 2022 году события в геополитике и экономике развивались стремительно, выходя за рамки любых прогнозов. Субъекты рынка принимали импульсивные решения — вполне в духе времени. Бизнес хеджировал риски и замораживал бюджеты, профессионалы и эксперты уезжали из страны, рядовые сотрудники отказывались от карьерных амбиций и смены работы. Партнер RBS Павел Русецкий — о том, как лавировать в возникшем правовом хаосе и снижать риски, не дожидаясь стабильных времен.
HR-бренды на вершине
Мы видим последствия поспешных решений участников рынка в охлаждении рынков недвижимости, резком росте биржевой стоимости золота, фактической остановке деятельности розничных инвесторов, дефиците предложения на рынке труда. Чтобы справиться с влиянием последнего фактора, работодатели реализуют дополнительные меры удержания сотрудников: обновляют программы стимулирования и предлагают более лояльные условия.
Сегодня вложения в HR-бренд оправданны как никогда. Крупным компаниям, у которых такой бренд сложился исторически, для его поддержания требуется минимум усилий, а вот игроки среднего уровня продолжают активно инвестировать в укрепление и развитие собственного HR-бренда, одновременно получая заметный результат. Мы проверили, как это работает, на личном примере: для команд своих дивизионов мы создали многоуровневую систему мотивации, которая позволяет привлекать и удерживать сотрудников, предлагая им рыночные условия труда. В 2022 году ее отметили аналитики Forbes: компания RBS вошла в «серебряный» список рейтинга «Лучшие работодатели России». Однако далеко не всем компаниям удается сохранить ценные кадры — в нише консалтинга это видно особенно четко.
Сегодня на слуху те команды, которые присоединились к более крупным «рульфам» или условно сменили вывеску и продолжили бизнес, сохранив часть партнеров. Мы преимущественно слышим об историях успеха, но у трансформации рынка есть и обратная сторона: множество команд все еще раздумывают, что им делать и в каком направлении двигаться дальше. Новый собственный бизнес требует долгосрочных инвестиций в маркетинг и PR, нуждается в новых партнерствах и связях. Многие, оценив свои возможности, понимают, что эта история не для них.
Кадры без системы
В отрасли присутствует множество команд, которые пережили раскол или уход якорных работодателей, партнеров или клиентов. В более спокойные времена часть таких команд локализовалась бы под собственным брендом, но сегодня диспозиция выглядит иначе — возможности для успешного старта бизнеса в консалтинге минимальны, а риски слабо предсказуемы.
На рынке также остаются профессионалы высокой квалификации, не вошедшие в составы новых команд и не занявшие экспертных позиций,— это наиболее ценные кадры, спрос на которые всегда высок. Но сегодняшний рынок не может предложить систему для реализации их компетенций. Со своей стороны мы стараемся предоставить такую систему: предлагаем специалистам сотрудничество в контуре RBS, организуем консалтинговую поддержку и соединяем их с клиентами, которым требуются высокоуровневые компетенции. Весь консалтинговый рынок сегодня должен подстроиться под такие кадры, взять их в обойму и дать людям возможность реализовать свой потенциал, на котором отрасль сможет эффективно развиваться и наращивать обороты, тем более что благоприятная почва для этого формируется буквально под ногами.
Ощущения вместо фактов
Очевидно, что нынешние тренды развития хаотичны и благоприятными их можно назвать с большой натяжкой, но при глобальном взгляде на ситуацию можно сказать, что российский консалтинг располагает огромным полем для работы. Законодательство в текущем году масштабно обновилось во всех сферах, и рынок технически не сумел переварить такой объем нормативно-правовых актов. На плечи корпоративных юристов свалился груз специфической работы, выходящей за рамки их профессиональных компетенций: вместо юридических обзоров и экспертных разборов правоприменительной практики специалистам приходится опираться на собственные ощущения и черпать информацию из политических новостей, ведь именно эти данные теперь нужно учитывать в договорах и соглашениях.
Проактивная позиция
Юристам необходимо обладать правовой интуицией и с высокой точностью предугадывать появление новых правовых актов, о которых пока не говорит никто. Далеко не каждый специалист, даже самый высококлассный и опытный, умеет чувствовать динамику законодательной базы и проактивно действовать в этом поле — здесь нужна экспертиза более высокого уровня, состоящая из сплава профессионального опыта, компетенций в разных отраслях права и интуитивного понимания векторов развития юридических процессов.
С необходимостью подобной экспертизы рынок уже столкнулся на примере закона об «иноагентах». В прошлом году текст этого закона сильно обновился, а сами алгоритмы возникновения ответственности (например, за фейки) формировались поступательно и видоизменялись не один раз. Все это происходило на фоне размытия границ применения новых нормативно-правовых актов. В таких условиях медийные клиенты получили неконтролируемый рост бизнес-рисков и нуждались в агрегированной экспертизе. Предчувствуя тренды в рамках закона об «иноагентах», мы настаивали на более жесткой и последовательной формализации материалов, выходящих в СМИ: они должны были учитывать изменения в законодательстве, которые на момент публикации формально еще не существовали. Такой подход полностью оправдал себя: новые поправки все-таки появились, а наши клиенты смогли избежать дорогостоящих рисков.
СМИ как бизнес находятся на верхних строчках «рейтинга уязвимости», однако и в других отраслях ситуация немногим лучше: накал страстей в энергетике, нефтедобыче, ритейле или образовании тоже высок.
Возможно ли учесть все?
Непредсказуемость правового регулирования — глобальный рыночный фактор, с которым необходимо смириться. Даже просчитав все возможные юридические риски, компания может столкнуться с отменой сделки или признанием ее недействительной, или же не пройдет согласование сам факт соглашения, поскольку оно пойдет вразрез с новым правовым актом или наложенным мораторием. Как следствие, бизнес нуждается в агрегированной экспертизе из разных сфер (правовой, геополитической, макроэкономической, межотраслевой). Она дает более широкий взгляд на происходящее и позволяет учитывать неюридические факторы, которые теперь сильно влияют на правовое поле и создают риски там, где их не было прежде.
Причем эти риски не всегда связаны с негативным исходом. К примеру, если санкционное давление ограничило деятельность конкурентов и позволило компании заработать не 100 млн руб., а 100 млрд руб. прибыли, возникают новые проблемы, связанные с распределением долей, налогообложением и юридическим сопровождением финансового учета. Здесь снова требуется высокоуровневая экспертиза, выходящая за рамки привычного правового консалтинга, и для ее реализации на сегодняшнем рынке хватает и специалистов, и спроса. Те компании, которые таким образом сумеют нивелировать хотя бы часть своих бизнес-рисков, окажутся в авангарде, и микроусловия конкретного рынка при этом не будут иметь решающее значение.