Двигаться вперед
Suzuki Vitara в городе пушек, пряников и самоваров
В прошлой жизни, когда в автомобильных дилерских центрах не было проблем с наличием новых машин и их приемлемой ценой, компания Suzuki выпустила лимитированную версию кроссовера SX4, кузов которого был расписан граффити-художником Анатолием Akue. Тираж был ограничен 50 экземплярами, и арт-кар сразу стал большой редкостью. Скоро, кажется, уже все Suzuki станут в нашей стране большими редкостями. И Vitara в том числе.
Было воскресное утро, и мы ехали по Советской улице в сторону Центрального рынка. Как потом оказалось, это не самый нарядный уголок города. С другой стороны, именно такие кварталы в силу своей аутентичности позволяют в большей степени почувствовать дух места, чем «вылизанные» до блеска туристические объекты. «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастная семья несчастна по-своему» — так ведь было у классика, которого в городе Левши тоже считают земляком? Колеся по окрестным улицам, то тут, то там мы видели некогда, вероятно, красивейшие, но ныне пришедшие в полный упадок деревянные постройки: забитые фанерой окна с резными наличниками, перекошенные стены, а порой и вовсе проломленные или сгоревшие. И все это фактически в паре километров от Тульского кремля, отреставрированного два года назад.
Поразила нас эта картина в том числе и потому, что за последние несколько лет Тула как-то незаметно и внезапно стала модным местом. Соцсети полны ярких фотографий города и советов от людей, в нем побывавших, где тут краше гулять и что лучше есть. И чей фотоотчет ни листай, непременно на нем будут кадры со стрит-артом. Проезжая мимо очередного деревянного пепелища, мы поняли, что, вероятно, не с того конца заехали в этот старинный русский город, который недавно отметил свой пятисотлетний юбилей. И для того, чтобы сделать впечатляющее селфи, надо знать места.
Все переплетено
Одно из главных удобств в Suzuki Vitara — мультимедийная система с возможностью подключения к ней телефона. И вот: «Яндекс.Карты» и все отмеченные мной точки, которые присутствуют в списке обязательного посещения, — на дисплее автомобиля. И первым пунктом значится творческий индустриальный кластер «Октава». Располагается он на территории действующего производства, где без малого сто лет выпускают разного рода микрофоны — ламповые, конденсаторные, динамические, ленточные, электретные. Ключевое слово — «выпускают». Потому что часто подобного рода арт-пространства открываются на заводах, где уже давно никто ничего не производит и о былом трудовом величии толком мало кто вспоминает.
Об истории завода, который располагается буквально в километре от Кремля, и его продукции увлекательным образом рассказывается на проходящей тут же иммерсивной выставке, посетители которой «чувствуют прошлое, настоящее и будущее "Октавы" во всех ее проявлениях», а заодно узнают, что среди «пользователей» ее продукции были Юрий Левитан и Юрий Гагарин, Майя Кристалинская и Владимир Высоцкий, а среди наших современников упоминаются U2 и Iron Maiden, Radiohead и Мэрилин Мэнсон.
В кластере, открытом в 2018 году, проходят выставки и лекции, есть библиотека и студия звукозаписи. А еще — муралы, которые пестрят на многочисленных фото из сегодняшней Тулы. Например, в Москве, некогда наполненной расписными стенами авторства самых известных уличных художников мира, работы эти просто так, без всяких причин, закрашивают грязно-серой краской, и в Тулу хочется попасть хотя бы только ради того, чтобы сфотографироваться на фоне монументального «Восхождения» Дмитрия Аске. На фасаде соседнего здания — композиция из геометрических фигур от Алексея Луки, которая иллюстрирует связь музыки и изобразительного искусства.
Толстой как символ
В то воскресенье погода была дрянь, все мысли во время прогулок вертелись вокруг того, как бы побыстрее уже добраться до автомобиля. Включить подогрев сиденья, выкрутить регулировку климат-контроля на максимум — и вперед. Теперь на «Ликерку». Так называется торгово-развлекательный комплекс, открытый на месте бывшей ликеро-водочной фабрики, точнее, казенных винных складов, построенных по типовому проекту в 1903 году. Они появились в начале прошлого века в разных российских городах после решения ввести государственную винную монополию, целью которой было не только улучшение качества крепкого алкоголя и повышение доходов казны, но и прививание населению культуры распития «хлебного вина». По новому законодательству продажа крепкого алкоголя в казенных лавках велась навынос, а на месте разного рода прежних питейных заведений должны были бы появиться другие общественные пространства вроде чайных, столовых и читален.
В советское время помещения винных складов продолжали использовать по прямому назначению — спиртовая отрасль формировала более трети тульского бюджета. Но в середине 1990-х что-то пошло не так, и предприятие обанкротилось. Круг замкнулся только в 2012 году — на территории бывшего ликеро-водочного завода открылись «чайные, столовые и читальни». На «Ликерке» работает отличный магазин комиксов, открыт первый в Туле кофейный бар, дают спектакли в театре «Эрмитаж», сдают в аренду мастерские художникам. И все это под зорким взглядом уличного портрета Льва Николаевича авторства местных райтеров — Андрея Шепота и Олега Мозга. Толстой для Тулы будто счастливый талисман — его портреты повсюду: на ресторанах, отелях, даже на фасаде Тульского машиностроительного завода тоже есть портрет писателя.
Из искры возгорится
Закинув комиксы и прочие покупки в багажник — широкий проем, низкая высота погрузки и объем в 375 литров, все при нем, — выезжаем с парковки. Точнее, аккуратно «выкрадываемся»: днем воды под ногами было чуть не по щиколотку, и к вечеру дороги стали покрываться толстым слоем льда. Но нам-то что: в режиме «Снег» у Vitara подключается полный привод, а у водителя — уверенность в себе и курсовой устойчивости машины на скользкой дороге.
Третья точка в нашем тульском арт-трипе — «Искра», так называемое новое городское пространство, открытое в 2018 году. Прежде на этом месте, буквально в шаговой доступности от Кремля, располагалась воинская часть. Теперь же здесь максимально мирная жизнь: арт-студия, ремесленная пекарня, гаражные распродажи — и россыпь арт-объектов. Среди них — «Лица»: 25 оригинальных барельефов на кирпичной стене с нанесенной поверх каллиграфией. Но куда привлекательнее «Искра» тем, что некоторые работы уличных художников тут надо еще поискать: в этом и кайф — увидеть художественное изображение, которое вроде у всех на виду, но мало кто его замечает. Как, например, «космического захватчика», наиболее узнаваемого символа популярной видеоигры, выложенного мозаикой недалеко от входа в один из ресторанов. Просто ты стоишь на ступеньках и краем глаза замечешь его, такого клетчатого, в оттенках сиреневого, персонажа новой, модной Тулы.
Но чувствуется в этом «модном» что-то искусственное. Возможно, потому, что ты находишься в кластере, пространстве, комплексе — внутри какой-то замкнутой системы, за границами которой порой хоть трава не расти, хоть дома выжигай. Распространится ли когда-нибудь этот «арт» на все остальные «стрит» этого города, других населенных пунктов, областей и страны в целом? Чтобы везде было бы красиво, вкусно, творчески, а не только в отдельно взятых точках на карте.
Пять лет назад на презентации Suzuki SX4 by Anatoly Akue художник сказал, что его коллаборация с Suzuki построена на идее слияния внешнего и внутреннего и принятии переменчивости жизни и он надеется, что, применяя знания, которые накоплены в восточных культурах, люди смогут постепенно менять свои привычки, открывать в себе новые качества и двигаться вперед. Тогда эти слова звучали как-то банально, а сегодня, кажется, они приобретают свой истинный смысл.
Места, достойные посещения за пределами тульских арт-кластеров
«Куликово поле» — музей-заповедник, который располагается на территории, где в 1380 году проходила Куликовская битва. Первые памятные знаки об этом событии стали появляться здесь еще в середине XIX века: в 1850 году тут был установлен памятник Дмитрию Донскому по эскизу Александра Брюллова. Музей открылся лишь в 1996 году. Современное здание «Музея Куликовской битвы» классно вписано в ландшафт. По замыслу, оно рассказывает о битве «языком пластического искусства, где два корпуса как будто готовы напасть друг на друга в напряженном поединке форм».
Брагин Верх — небольшая речка в Тульской области, второй левобережный приток реки Соловы. Ее длина всего 12 км, и она дала название небольшому семейному бизнесу по производству березового кваса. Его делают путем естественного брожения, что позволяет сохранить полезные свойства березового сока. Выпить необычный напиток и узнать все подробности о нем от самого хозяина компании можно в киоске на улице Металлистов — он находится в ста метрах от башни Пятницких ворот Тульского кремля.
Усадьба фон Мекка в Хрусловке построена Максимилианом Карловичем фон Мекком, сыном Карла Федоровича фон Мекка, предпринимателя, одного из основоположников российского железнодорожного транспорта. В здании, построенном в псевдоготическом стиле, было 24 комнаты, все были оформлены в разных стилях, был даже «китайский» зал, стены которого были обиты тканями с восточными узорами и рисунками. После революции усадьба была национализирована, с 1923 по 1984 год здесь располагался Хрусловский детский дом. В настоящие дни усадьба никем не используется и постепенно разрушается.
Музей-усадьба «Ясная Поляна» принимает посетителей уже больше ста лет. Лев Толстой прожил тут большую часть своей жизни. Здесь он написал «Войну и мир» и «Анну Каренину» и открыл школу для крестьянских детей. Впрочем, в окрестностях Тулы можно посетить немало мест, где живали светила русской культуры и искусства. Например, Дом-музей Бунина в Ефремове или усадьбу Поленово, а также Музей-усадьбу Болотова, человека разных интересов, который в числе прочего является одним из основателей агрономии и помологии в России. А в самой Туле находится Дом-музей писателя Вересаева.
Романцевские горы образовались после того, как в 1990-е здесь прекратились работы по открытой добыче бурого угля. Место часто называют «Тульской Швейцарией», но зря — завышенные ожидания могут обернуться разочарованием. Однако фотографии здесь можно сделать отличные. Если поменьше смотреть под ноги — многочисленные туристы оставляют здесь многочисленный мусор.
Гурьевские каменоломни — их еще называют Бяковские — представляют собой три отдельные системы подземных ходов, суммарная протяженность которых составляет по разным данным от 50 до 100 км. Первое документальное упоминание о них относится к 1764 году, но доказано, что добыча известняка здесь велась намного раньше. Работы проводились до начала XX века. Ходы в пещеры были завалены в 1946 году, но в 1972-м откопаны туристом-энтузиастом. Каменоломни не рекомендуют посещать самостоятельно, стоит найти квалифицированного проводника.
Suzuki Vitara
|