ВЭБ.РФ встал на крыло
Госкорпорация восстановила один из простаивающих SSJ
Как стало известно “Ъ”, ВЭБ.РФ восстановил один из шести самолетов SSJ 100, которые четыре года назад ему вернула ирландская CityJet. Госкорпорация, по данным “Ъ”, передала борт в управление авиакомпании «Азимут». ВЭБ.РФ планирует конвертировать SSJ в VIP-версию для собственных нужд, но пока процесс задерживается. Оставшиеся пять бортов предлагал выкупить «Иркут» — на рынке до сих пор есть желающие получить самолеты. Но переговоры прекратились, хотя авиакомпании подтверждают заинтересованность в SSJ.
Источники “Ъ” на авиарынке рассказали, что госкорпорация ВЭБ.РФ восстановила летную годность одного из шести SSJ 100, от которых в 2019 году отказался единственный европейский эксплуатант этого типа самолетов, ирландская авиакомпания CityJet. Перевозчик в 2015 году заказал 15 SSJ 100, но, получив семь машин, отказался от проекта из-за проблем с обслуживанием и нехваткой запчастей. Статус седьмого самолета неизвестен.
ВЭБ.РФ, по данным собеседников “Ъ” в отрасли, планирует модернизировать восстановленный борт в VIP-версию, но столкнулся со сложностями.
Держателем дополнительного сертификата типа, по которому установлены пассажирские кресла под CityJet (Supplemental Type Certificate, STC), выданного в EASA, по словам источников “Ъ”, остается иностранное юрлицо. И внести изменения через Росавиацию в такой документ невозможно.
До решения проблем с документами ВЭБ.РФ передал самолет в коммерческое управление авиакомпании «Азимут». Он стал девятнадцатым SSJ в монофлоте перевозчика. Согласно Flightradar24, самолет начал выполнять регулярные рейсы в декабре. Но в ливрею «Азимута» борт перекрашен не будет.
По информации “Ъ”, компания продолжит эксплуатировать SSJ в интересах ВЭБ.РФ после его конвертации в бизнес-джет.
В «Азимуте» и ВЭБ.РФ от комментариев отказались.
Производитель SSJ, входящий в Объединенную авиастроительную корпорацию «Иркут», не ответил на вопросы “Ъ”. Но еще в 2021 году производитель предлагал корпорации выкупить шесть самолетов, принадлежавших тогда специально созданной для сделки с CityJet компании RJ Leasing Ltd, которую профинансировал ВЭБ.РФ.
По словам собеседников “Ъ” на рынке, «Иркут» предполагал восстановить летную годность самолетов и передать их эксплуатирующим SSJ компаниям. Рассматривалось также включение этих бортов в программу лизинга российских воздушных судов. Однако, уточняет один из источников “Ъ”, ВЭБ.РФ «интереса к сделке не проявил».
Другой собеседник “Ъ” в отрасли утверждает, что «вопрос не был важным для госкорпорации». Теперь же, уверен источник “Ъ”, самолеты уже не подлежат восстановлению, поскольку «их поддержкой эти четыре года не занимались, а для проведения всех необходимых форм обслуживания потребуются слишком большие ресурсы».
ВЭБ.РФ, по словам источников “Ъ”, вышел из диалога о судьбе SSJ еще в 2022 году.
Между тем, говорят в одной из крупных авиакомпаний, машины могли бы заинтересовать перевозчиков c небольшим флотом для региональных или зарубежных рейсов.
Источники как минимум в двух авиакомпаниях говорят, что «рассмотрели бы такое предложение при условии адекватной стоимости и готовности производителя гарантировать поддержку летной годности» бортов: «Вопрос в цене вывода самолетов из консервации».
В каких целях сама госкорпорация планирует использовать SSJ, в ВЭБ.РФ не ответили. По мнению источника “Ъ” на рынке, самолет может стать «подспорьем для полетов за рубеж в условиях санкций».
Управляющий директор Jet24 Павел Захаров отмечает, что конвертация пассажирского салона в VIP-версию может занять минимум год в зависимости от загрузки подрядчиков и сроков поиска материалов. Эксперт полагает, что более рациональным вариантом использования самолета могут стать чартерные корпоративные перевозки.
1 миллиард долларов
превышала стоимость контракта от 2015 года на поставку 15 SSJ ирландской CityJet.
По данным источников “Ъ”, еще в 2021 году обсуждалась возможность создания на базе шести возвращенных из Ирландии самолетов «аналога специального летного отряда "Россия"», но затем она была заморожена.
По мнению господина Захарова, в текущих условиях SSJ будет «более востребован» для фактически магистральных пассажирских перевозок, нежели полетов отдельных чиновников и бизнесменов, «с учетом нюансов обслуживания и ввиду потенциального выбытия провозных емкостей».