Игры с реальностью
Как архитекторы создают метавселенные
Потребительский консерватизм всегда был тормозом внедрения новых технологий, в том числе на рынке недвижимости. Девелоперам, архитекторам и инженерам преимущества виртуальных пространств и метавселенных в качестве бизнес-инструментов уже вполне очевидны. Но для того чтобы все это действительно стало частью глобальной строительной индустрии, необходимо представить их и в виде качественно нового, а главное — доступного потребительского опыта, считает руководитель архитектурного бюро T+T Architects Сергей Труханов.
Строительная отрасль развивается с довольно большой инерцией и зачастую с трудом отказывается от проверенных методов и схем работы. 200 лет назад луддиты протестовали против машинного производства, на рубеже XXI века чертежники противились переходу с кульманов на компьютеры, а сегодня некоторые художники восстают против нейросетей, называя их бездушной заменой своего труда. Однако прогресс неотвратим, а технологии априори не могут быть плохими, так как они всего лишь инструмент, который можно применить по-разному. Так и виртуальные пространства постепенно взаимно интегрируются с физическим, и нам просто необходимо исследовать и использовать это явление.
Метавселенная является именно тем новым типом трехмерного иммерсивного пространства, который способен полностью перевернуть представления о коммуникациях внутри компании, между бизнес-партнерами, потребителем и поставщиком услуг. Вместо стандартного 2D-промосайта можно создать интерактивную среду и самостоятельно путешествовать по ней в виде цифрового аватара. Альтернативой альбомам с портфолио и длинным PDF-презентациям способна стать цифровая 3D-галерея проектов застройщика, архитектурного бюро или дизайн-студии. При этом степень погружения, уровень детализации и возможностей взаимодействия практически ничем не ограничены.
При должном внимании к деталям и времени проработки виртуальный шоу-рум может стать реалистичной моделью удобного путешествия по цифровому двойнику помещения, здания или даже масштабного проекта по комплексному развитию территорий с возможностью обзора реальных панорам и окружения. Интерфейс модели в любой момент по желанию пользователя может отображать важную техническую или потребительски информацию.
Учитывая огромный поток входящей информации и клиповость мышления современного человека, иммерсивная среда способна стать прекрасным инструментом концентрации внимания. Как правило, бесконечно перелистывая страницы в браузере, ленту новостей, промоматериалы, мы не задерживаемся где-либо дольше минуты. Человек воспринимает цифровую реальность со стороны, словно океан из иллюминатора лайнера, а метавселенные позволяют лично погрузиться в его пучины. Ощущение контроля ракурса, времени, формата, порядка изучения аспектов проекта мотивирует остаться с ним наедине как можно дольше, узнать больше. Это новый виток эволюции маркетинга как такового, когда человек выходит за рамки заготовленного для него сценария взаимодействия со средой, может общаться с проектировщиком в реальном времени. Кроме того, психологи уже давно установили, что игровая форма часто намного более привлекательна для усвоения новой информации вне зависимости от возраста.
Работает это и в обратную сторону, поэтому виртуальные пространства становятся все более привлекательными для архитекторов, стремящихся исследовать новое цифровое бытие, творения коллег, передовой опыт. Повсеместный переход к работам в метавселенных неизбежен для глобальной отрасли. С каким бы сомнением к данной теме ни относилось общество, невозможно отрицать, что уже сейчас крупнейшие бюро начинают активно колонизировать цифровые миры и обновляют свои бизнес-стратегии исходя из этого. В качестве локомотива прогресса традиционно выступило бюро Zaha Hadid Architects, которое всегда обладало прекрасным чутьем в сфере передовых технологий. В прошлом году компания скрупулезно и с огромным вниманием к деталям воссоздала несколько площадок в метавселенной Decentraland. Кроме того, бюро в партнерстве с одним из известных вендоров с нуля занимается построением принципиально новой виртуальной вселенной с собственным открытым миром. Другими словами, на наших глазах ведется работа по формированию архитектуры для целого полноценного метамира.
Одним из основных отличий виртуальных вселенных от простых сайтов или социальных сетей является переход к трехмерным иммерсивным средам, обеспечиваемым интеграцией технологий виртуальной и дополненной реальности. Это означает, что опыт виртуального мира начинает все больше напоминать физический. Массовые многопользовательские онлайн-игры первыми начали экспериментировать с этими концепциями, но более новые платформы метамиров больше рассчитывают на социальные аспекты, создавая таким образом среду, имитирующую городскую. Одним из таких примеров является Genesis City Decentraland. Виртуальный город состоит более чем из 90 тыс. участков, каждый из которых оформлен в виде квадрата размером 16x16 м. В этом мире уже возводятся цифровые штаб-квартиры крупнейших международных компаний, и это только начало.
Decentraland — это только одна известная платформа, а ведь еще есть Spatial, Somnium Space, Roblox и т. д. Более того, с каждым годом вариативность метамиров будет только возрастать, предоставляя пользователям любые форматы: реалистичные, абстрактные, пиксельные и детализированные, сложные в освоении и элементарные. Визуальный стиль может быть любым в зависимости от целевой аудитории, движка проекта и функционала. В настоящее время существует несколько платформ, которые работают в соответствии с концепцией метавселенной, но, в отличие от обычного интернета, в них не существует универсальных стандартов обеспечения совместимости. Каждая из этих платформ может свободно создавать собственную среду и устанавливать собственный набор правил.
Мы в бюро ясно видим этот тренд и стараемся не пропустить его мимо, постепенно включаясь в гонку. Наши сотрудники уже интенсивно работают над созданием виртуального портфолио проектов на базе платформы Spatial. Представить пилотную версию с нескольким детализированными примерами мы планируем в ближайшее время. Она будет состоять из павильона с 3D-макетами, парка для прогулки и изучения лучших работ бюро, а также специальных площадок, посвященных конкретным проектам.
Оказавшись на одной из таких площадок, пользователь сможет переместиться в виртуальную копию проекта, выполненную в масштабе 1:1. Пользователь сможет прогуляться по проекту, рассмотреть архитектуру с видовых точек, изучить благоустройство, узнать о функциональном наполнении проекта — в этом ему поможет встроенная система навигации. Идея совмещения игрового опыта с получением полезной информации отлично работает уже сейчас, когда даже на этапе работы от такого опыта трудно оторваться. В будущем в цифровом двойнике здания можно будет организовать общественные слушания, встречу потенциальных покупателей или цифровые мероприятия, связанные с важными этапами строительства.
Метавселенная — это не отдельный продукт, как приложения, социальные сети, и не операционная система, как Microsoft Windows. Развитие подобного пространства будет похоже на эволюцию интернета как такового, постепенно растущего, словно созвездие технологий, платформ и продуктов, движимое сочетанием государственных и частных инициатив, взаимной интеграцией.
Существующие платформы дают лишь представление о том, что может означать метавселенная. Это быстро развивающаяся область с невероятными перспективами, а многие из предполагаемых преимуществ будут раскрыты только благодаря грядущим достижениям. Мы еще не до конца осознаем влияние подобного явления на проектную индустрию, но то, что оно будет огромным, неоспоримо.