Микробизнес ждет цифру
Потребность в помощи цифровых инструментов ощутили и микропредприятия
В 2023 году российский средний, малый и микробизнес готов наращивать инвестиции в цифровизацию, несмотря на экономические трудности 2022 года, говорят опрошенные “Ъ” эксперты и участники рынка. Предприятия видят потенциал во внедрении цифровых кадровых, финансовых, операционных и коммуникационных инструментов. Однако микробизнес пока подходит к цифровизации осторожнее, чем средние и малые предприятия.
“Ъ” опросил экспертов и участников IT-рынка о спросе на цифровые сервисы со стороны среднего, малого и микробизнеса в России в 2023 году. В целом в отрасли говорят о росте интереса к таким решениям, но отмечают, что компании стали подходить к внедрению цифровых сервисов избирательнее. «Средний, малый и микробизнес активно подходит к цифровизации своей деятельности, особенно с учетом того, что цифровые технологии становятся все более доступными и выгодными»,— говорит руководитель команды продаж компании Directum Иван Степанов.
Традиционно небольшие компании цифровизируют, то есть оплачивают и внедряют сервисы, связанные с финансовыми, кадровыми документами, отчетностью, с работой операционных систем и офисных приложений, коммуникациями, в том числе программами для мини-АТС или видеосвязи, уточняет руководитель проекта «Контур.Толк» Павел Скрипниченко: «В тренде сейчас использование приложений для дизайна, графики, моделирования, 3D-печати и других специализированных задач».
Микробизнес в основном готов инвестировать в цифровизацию клиентского сервиса. Это CRM-решения (система управления взаимоотношениями с клиентами), сервисы рассылок и онлайн-записи, конструкторы сайтов, чат-боты; для внутренней автоматизации часто используются программы для бухгалтерии, СЭДО (системы электронного документооборота), программы управления проектной деятельностью, складской учет, добавляет руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог» Людмила Богатырева. При этом в связи с ограниченным количеством пользователей, то есть от одного до пяти человек, как клиентское, так и внутрикорпоративное ПО часто является для компаний бесплатным или предоставляется за минимальную плату, говорит госпожа Богатырева, подчеркивая, что в первую очередь микробизнеc готов тратить свои деньги на ПО, обеспечивающее поиск и отработку клиентов.
Готовность компании любого масштаба инвестировать в свою цифровизацию определяется необходимостью ее масштабирования, подчеркивают в «Полилоге». «Даже для микро- и малого бизнеса выгоднее вложить деньги в автоматизацию, например создать чат-бот для коммуникации, чем нанимать дополнительных клиентских менеджеров. Это не только оптимизация затрат, но и зачастую более быстрый способ решения задачи»,— резюмирует Людмила Богатырева.
О том, что компании рассматривают внедрение коммуникационных сервисов (виртуальные АТС, ВКС, чат-боты, инструменты омниканальных коммуникаций) как одно из приоритетных направлений цифровизации, говорится также в совместном исследовании аналитического агентства ORO (бывшее подразделение Kantar в России) и «МегаФона». Так, согласно исследованию, в рамках которого было опрошено 500 представителей различных компаний, 87% считают, что коммуникационные сервисы позволяют найти новые точки роста бизнеса. При этом половина компаний, участвовавших в опросе, заявила, что благодаря использованию коммуникационных сервисов им удалось увеличить объемы продаж в 1,4 раза, а также повысить качество обслуживания клиентов в полтора раза. Помимо этого 20% опрошенных компаний заявили, что внедрение коммуникационных сервисов позволило им снизить расходы на персонал в среднем на 35%. В аналитическом агентстве пришли к выводу, что почти две трети предприятий планируют наращивать инвестиции в коммуникационные сервисы в среднем на 19%.
До определенного этапа микробизнес чаще всего использует бесплатные решения, но с его развитием их, как правило, перестает хватать. «Там, где десять сотрудников постоянно взаимодействуют в информационном пространстве и есть перспективы развития бизнеса, уже стоит выбирать взрослый продукт. В этот момент руководство понимает и необходимость инвестиций»,— говорит господин Степанов.
Сегодня микропредприятия, которые на старте не готовы инвестировать во внедрение цифровых коммуникационных инструментов, могут пользоваться специальными тарифами от операторов сотовой связи. Они, как правило, содержат в себе такой набор опций, который предприниматели могут настроить под себя, исходя из нужд собственного бизнеса. В марте «МегаФон» запустил линейку тарифных планов «Предпринимай!», она включает в себя как пакет минут для голосовых вызовов, так и 30 ГБ интернет-трафика в месяц. «При ее разработке мы учли ресурсы, востребованные предпринимателями, в результате был обнулен трафик на маркетплейсы, биржу услуг (сервисы для поиска заказчиков и исполнителей), банки, навигацию, госсервисы, а также мессенджеры и социальные сети, которые также используются предпринимателями для продажи товаров или услуг»,— объясняет директор департамента по маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФона» Инна Михайловская.
Гендиректор агентства «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов подчеркивает, что спрос на комплексные операторские предложения, включающие в себя, например, удаленный доступ к информационным ресурсам компании, обеспечение защищенных каналов связи и другие услуги, стал расти со времен пандемии: «Но тогда предложения были особенно актуальны для средних и крупных предприятий. Сейчас же пакетные предложения востребованы и малым бизнесом: сотовые операторы помимо базовой услуги мобильной связи предлагают дополнительные сервисы, например виртуальные АТС, рекламные платформы, услуги хранения данных в облаках и т. д». При этом эксперты подчеркивают, что дальнейшее масштабирование малого и микробизнеса все же потребует от компаний инвестиций если не в развитие собственных цифровых сервисов, упрощающих коммуникацию с клиентами, то по крайней мере в покупку готовых решений в этом сегменте. «Компании часто используют сторонние онлайн-ресурсы для продаж и продвижения: маркетплейсы, соцсети, мессенджеры. Однако конкурентная ситуация, возрастающий уровень сервиса, развитие омниканальности — все это будет стимулировать микробизнес выстраивать эффективные коммуникации с использованием технологичных решений»,— считают аналитики ORO.
В «МегаФоне» подчеркивают, что цифровые сервисы доступны массовому потребителю из сегмента микробизнеса, даже не планировавшему отдельного бюджета на их применение. В марте новые клиенты «Виртуальной АТС», сервиса «МегаФон Таргет», решения для тонкой настройки рассылок и рекламных кампаний, и услуги «Контроль кадров», которая позволяет понимать местоположение сотрудников и выстраивать их маршруты, что особенно актуально для курьеров, при пополнении счета от 5 тыс. руб. получат на этот счет дополнительные 5 тыс. руб. Их можно потратить на один или несколько из перечисленных сервисов. «Мы стремимся продемонстрировать представителям микробизнеса актуальные цифровые решения и специально предоставляем достаточную сумму, чтобы на ее примере показать, что такой бюджет закроет для клиента потребность в их оплате на несколько месяцев вперед»,— добавила госпожа Михайловская.
Эксперты подчеркивают, что в 2023 году российские компании постепенно начнут увеличивать инвестиции в цифровизацию, но будут подходить к этому аккуратно из-за сохраняющейся неопределенности.