Облачный миграционный центр
Спрос на отечественные облачные сервисы продолжает расти на фоне замещения зарубежных
События 2022 года подтолкнули российские организации, как частные, так и государственные, к переходу на российские облачные сервисы от использования собственных дата-центров. Крупнейшие поставщики облачной инфраструктуры отметили значительный прирост клиентов и выручки по своим направлениям по итогу 2022 года, но рынок не останавливается, продолжая расти и в 2023-м. “Ъ” выяснил, что в первую очередь подталкивает компании переходить на облака и возможно ли в текущих условиях обеспечить безопасное импортозамещение западных виртуальных сервисов.
Переориентация российского бизнеса с собственных дата-центров на облачные сервисы началась еще несколько лет назад, но усилилась в 2022 году из-за острой нехватки мощностей. Облачные технологии позволяют компаниям масштабировать свою деятельность, не закупая дорогостоящего оборудования и не тратя средств на его обслуживание, а также делают бизнес-процессы более гибкими. Первым значимым стимулом развития облаков стала пандемия, которая ускорила цифровизацию экономики и бизнеса. Например, вырос спрос на организацию удаленной работы и каналов онлайн-продаж.
В 2022 году необходимость в переходе на облачные сервисы стала еще более острой: из России ушли западные компании, которые предоставляли услуги бизнесу (Amazon Web Services, Google Cloud, Microsoft Azure). Их клиенты были вынуждены переходить на российские аналогичные сервисы. Усилился и дефицит оборудования — на это повлияли сбой цепочек поставок импортных устройств и давление санкций, которые, в частности, распространились на продажу российским компаниям технологий для дата-центров. Как писал “Ъ”, в пиковые моменты спрос на услуги российских облачных сервисов вырастал на 300%, а цены многие участники рынка подняли до 80% уже к марту (см. “Ъ” от 23 марта 2022 года).
Российские предприниматели после начала военных действий на Украине оплачивали услуги отечественных облачных провайдеров на 87% чаще, чем годом ранее, подсчитали в банке «Точка» по итогам анализа платежей в адрес Yandex Cloud и SberCloud (см. “Ъ” от 14 марта). Потребность в замене иностранных облачных сервисов отметили 30% опрошенных банком компаний. В то же время за пиками месячного спроса в марте и ноябре 2022 года последовал спад почти на четверть.
Основные различия между бизнесом, у которого есть свой дата-центр, и крупным самостоятельным дата-центром, который предоставляет услуги хостинга и облачной инфраструктуры, в объемах потребления серверного оборудования, напоминает технический директор СКБ «Контур» Артем Прескарьян: «Раньше даже небольшой бизнес мог позволить себе оборудовать дата-центр и наращивать его мощности по мере необходимости, закупая "железо" небольшими партиями». Сейчас с ростом цен закупки становятся оправданными только при больших партиях, что невозможно для небольшого бизнеса, говорит он: «Поэтому переход на облачные решения оказался доступнее и выгоднее построения собственных мощностей по итогу 2022 года».
Динамика рынка
Спрос на услуги компаний, предоставляющих услуги облачных сервисов, продолжил расти в начале 2023 года. «На начало 2023-го количество наших клиентов выросло на 20% по сравнению с началом прошлого года»,— рассказал замгендиректора «Ростелеком-ЦОД» Сергей Крюков. И коммерческие, и госорганизации одинаково активно проявляют интерес к облакам, при этом в корпоративном сегменте заметно увеличилось число заказчиков, в то время как государство выделяет наибольшие бюджеты на цифровизацию, поделился он.
Увеличение доходов в сегментах облачного бизнеса отмечает и МТС (направление CloudMTS): выручка компании от услуг SaaS (Software as a Service, софт для удаленного доступа) увеличилась за год более чем в два раза, от PaaS (платформа как услуга) — на 23%, также у МТС стало на 26% больше клиентов в этом направлении, чем в январе прошлого года. Направление IaaS (инфраструктура как услуга) показало рост продаж на 55%. «Сейчас на рынке сформировался тренд на создание приложений, которые изначально рассчитаны на работу в облачной среде, что также подогревает спрос на услуги»,— объясняют в компании. Облачные решения требуются представителям тяжелой и легкой промышленности, ритейлу и FMCG (товары повседневного спроса), а также IT-компаниям и представителям сферы услуг, уточнили в МТС.
У других операторов связи ситуация такая же: за прошлый год «Вымпелком» в пять раз увеличил портфель комплексных консалтинговых проектов, которые являются частью облачных услуг: миграция доменных пользователей, построение структуры ролей, организация гибридных инфраструктур, паспортизация сервисов и др. Компания подключила более 200 крупных клиентов к своим облачным ресурсам (см. “Ъ” от 16 февраля).
«По нашей оценке, рост облачного бизнеса в 2022 году ускорился до 30–35% против 20–25% ранее»,— сообщил директор по развитию бизнеса «КРОК Облачные сервисы» Сергей Зинкевич. По его словам, в феврале 2022-го клиенты в основном приходили с запросом на реализацию проектов развития, чтобы не испытывать проблем с масштабированием или ускорить вывод на рынок новых продуктов. В 2022 году воронка продаж кардинально поменялась, признает господин Зинкевич. В начале марта мы наблюдали скачок спроса на облачные сервисы на 960%, говорит он, но к концу года динамика замедлилась. Основным запросом клиентов стало выстраивание IT-инфраструктуры.
У Yandex Cloud на данный момент 24,4 тыс. клиентов, что в полтора раза больше, чем годом ранее, говорят в компании. «Среди них — клиенты из сферы ритейла и электронной коммерции, финтеха, страхования, промышленности и других отраслей»,— поделился коммерческий директор Yandex Cloud Александр Черников. Он назвал рост рынка ускоренным: «С одной стороны, компании, которые уже использовали облако, смогли быстро масштабироваться или переключиться на облачные платформы в качестве основной площадки. С другой — бизнес, который не использовал облачные технологии, начал переносить в облака свои сервисы, чтобы диверсифицировать риски и обеспечить непрерывность работы бизнеса».
Трудности перехода
Несмотря на очевидные плюсы и острую необходимость миграции компаний на облачные решения, многие не спешат с этим решением. Это характерно даже для крупных организаций, чьих ресурсов достаточно для организации безопасного перехода. Есть большие операторы связи, банки, компании с госучастием, у которых объемные и разношерстные требования к отказоустойчивости инфраструктуры, соблюдению российского законодательства: наличие продукта в Реестре отечественного ПО, выполнение требования «О персональных данных» и других, напоминает директор направления облачных решений компании «EdgeЦентр» Глеб Сердитых. При этом очень многие компании с опаской смотрят на облачную инфраструктуру, так как она находится вне периметра компании и прямого «ручного» доступа к серверам, а также распределена в каком-то неподконтрольном дата-центре, поделился он: «Сейчас условия у бизнеса очень разные».
Этот риск подтверждает и менеджер решений АО «ИскраУралТЕЛ» Василий Парадеев: «В случае с покупкой решений сегментов PaaS и IaaS компания не контролирует, например, аппаратную часть платформы, доступ к платформе, а лишь получает сервис». Обрабатываемые данные, уточняет он, оказываются за периметром предприятия, что может противоречить внутренним требованиям кибербезопасности. Например, для компаний в сфере критической информационной инфраструктуры более правильным решением будет создание собственного частного облака в защищенном контуре, считает эксперт.
Согласно результатам исследования «МойОфис», сейчас клиенты облачных ресурсов заинтересованы в консолидации корпоративных инфраструктур. «Заказчикам требуется не только объединить вычислительные мощности и приложения в доверенном ЦОДе, но и создать общую цифровую платформу, что означает предоставление единых решений для всех подразделений и ускорение бизнес-процессов организаций, исключение рисков интеграции с другими системами и обработки конфиденциальных данных»,— объясняет гендиректор компании Павел Калякин.
В сегменте среднего и крупного бизнеса ситуация с миграцией на виртуальные мощности не решается одними только финансовыми возможностями, признают участники IT-рынка. Зачастую крупным компаниям нужно обеспечивать занятость нанятых ранее системных инженеров, и просто так отказаться от «железа», которое уже закуплено, эксплуатируется и обслуживается собственными силами, непросто, напоминает гендиректор «Диджитал Маркетс» Илья Назаров.
Баланс выгоды и безопасности
Поиск решения для безопасной миграции на облачную инфраструктуру подталкивает бизнес — как со стороны клиентов, так и вендоров решений — к новым путям развития технологии и подходам к вопросу. Так, ряд экспертов на IT-рынке считает, что в вопросах кибербезопасности российские разработчики уже заметно продвинулись. «Российские компании сейчас производят средства защиты, которые прекрасно противостоят внешним и внутренним угрозам и обновляются в постоянном режиме»,— говорит Илья Назаров. А вот вопросы сервисного обслуживания и отказоустойчивости намного сложнее, отмечает он, и только крупнейшие провайдеры могут сейчас обеспечить эти параметры на высоком уровне.
Другие участники рынка предлагают более радикальный ход. Глеб Сердитых уверен, что сейчас нужно переходить на открытую, не вендор-специфичную платформу виртуализации. Также необходимо в средствах защиты и обеспечения работы облака перейти с возобновляемых срочных лицензий на оборудование с открытым лицензированием или с бессрочными лицензиями без ограничений по функционалу для снижения риска влияния вендора на качество оказания услуг. А также диверсифицировать не только логистические пути доставки серверного оборудования, но и сами его конфигурации: переключить внимание с устоявшихся западных брендов на восточных партнеров, предлагает господин Сердитых.
Неплохим стимулом станет субсидирование государством приобретения отечественного ПО и оборудования, в том числе льготы по налогу на прибыль для производителей и покупателей, которые анонсировал президент в послании к Федеральному собранию 21 февраля, уверен Артем Прескарьян: «Но очень важно, чтобы при должном уровне качества цена на отечественные решения была конкурентоспособной — даже несмотря на льготы, фактор цены имеет значение, а для небольшого бизнеса — в особенности».