Цифры пересчитали по платформам
У бизнеса растет спрос на комплексные информационные системы
В 2023 году интерес компаний к оптимизации бизнес-процессов с помощью специализированных цифровых платформ усилится, ожидают участники рынка. Этому способствуют уход из России многих зарубежных игроков, активная переориентация на отечественные решения и поддержка со стороны государства. Дополнительным стимулом станет отложенный спрос: в 2022 году компании предпочитали заморозить бюджеты, но в 2023 году, по словам специалистов, ситуация начала меняться и бизнес вернулся к планированию цифровой трансформации. Отечественные цифровые платформы в этих условиях становятся технологической основой для развития экосистем различных секторов экономики, рассказали “Ъ” опрошенные эксперты из группы компаний ЛАНИТ.
Без цифры никуда
Цифровая платформа — это информационная система, которая позволяет сократить время на сбор и обработку данных, ускорить взаимодействие между участниками бизнес-процессов, совершенствовать и планировать деятельность организации с большей выгодой и прибылью. Это набор сервисов, объединенных на одной цифровой площадке с единым интерфейсом, что дает возможность разным группам пользователей автоматизировать свои действия.
В первую очередь цифровая платформа нужна бизнесу для повышения эффективности работы и экономии, уверены эксперты из ЛАНИТ. Они подчеркивают, что такие решения сейчас особенно интересны, ведь вопрос увеличения доходов и уменьшения затрат крайне актуален в текущей экономической ситуации — лишних денег ни у кого нет.
Главным преимуществом цифровых платформ директор направления продуктовой разработки компании НОРБИТ Александр Наймарк считает возможность комплексно решить проблемы заказчика. «При внедрении идет работа не только с бизнесом, которому нужно автоматизировать задачи, но и с его подразделениями информационной и внутренней безопасности, HR-службой, бухгалтерией, маркетологами и специалистами ИТ-департамента, которые предпочитают решения в современном стеке, с использованием надежных технологий»,— рассказал он.
Комплексность подразумевает удобные возможности, поясняет Александр Наймарк. Разработчик или интегратор цифровой платформы может быстро нарастить функциональность, добавить нужные инструменты, обеспечить информационную безопасность, легко встроить другие решения, например при взаимодействии с системой управления данными, отличающейся от основной.
«Цифровая платформа позволяет как объединить всех пользователей внутри компании, так и автоматизировать взаимодействие, к примеру, с государством и контрагентами,— подчеркивает эксперт.— Так реализуется переход информации в предметных областях и от одного заказчика к другому — то, что мы классически называем бесшовным процессом».
По словам Александра Наймарка, все больше заказчиков признает единое цифровое пространство необходимым для автоматизации бизнес-процессов, которые постоянно меняются и преобразуются внутренними регламентами. При этом каждая компания получает удобное для себя программное обеспечение, которое решает все задачи и не является затратным с точки зрения интеграции упомянутого бесшовного процесса.
Цифровая платформа — это общее название для технологических решений различных типов, отметил директор Центра стратегического развития компании «ЛАНИТ-Интеграция» Павел Сварник: «Первый тип — это всякого рода интегрированные системы управления внутренней деятельностью предприятия, планирования и прогнозирования. К этому типу платформ относятся системы класса ERP+, банковские и другие информационные системы, которые обеспечивают работу компаний с учетом отраслевой специфики». Также, по его словам, цифровыми платформами называют решения для взаимодействия с внешними контрагентами — это могут быть, например, корпоративные торговые площадки, обеспечивающие «под ключ» закупочные процедуры. Еще один тип цифровых платформ — классические маркетплейсы и классифайды «Авито», ЦИАН, Ozon и другие, отметил Павел Сварник. Сейчас с точки зрения развития бизнеса, по его мнению, наиболее востребованы платформы первого типа.
Экономит, прогнозирует, снижает риски
Нет такой отрасли, где не могли бы пригодиться цифровые платформы, считает и. о. генерального директора компании «Системы компьютерного зрения» Михаил Смирнов. Более того, он прогнозирует значительный рост спроса на такие решения — от 50% в год. «Популярность цифровых платформ объяснима, поскольку они придают ускорение бизнесу. Приведу пример. В металлургической отрасли, на трубопрокатном производстве, мы внедрили платформу — цифровой двойник цеха, основная задача которого ускорить получение информации сотрудниками. Теперь в режиме реального времени они отслеживают дефекты и брак. Это критично, потому что зачастую при классическом подходе к производству трубопроката брак выявляется на финальной стадии, а то и у клиента. А это рекламации, репутационные и финансовые потери»,— пояснил Михаил Смирнов.
Еще одной задачей цифровой платформы он назвал моделирование технологических операций. При этом, прежде чем что-то менять в параметрах производства, можно получить прогноз того, как изменится качество продукции. Так система помогает немало экономить, заявил Михаил Смирнов: «Наш заказчик прогнозирует экономию до 40 млн руб. в год от внедрения цифрового двойника трубопроката. Еще одна наглядная иллюстрация — разработка и внедрение единой платформы, цифрового двойника сейсморазведочных работ, которую выполнили коллеги из «ЛАНИТ-Терком». Это позволило их заказчику сократить проектный цикл более чем на 20% и экономить до 40 млн руб. на проведении полевых работ».
Благодаря накоплению и анализу данных систему можно запрограммировать так, что она будет прогнозировать потребность в закупках, добавляет Павел Сварник: «Платформу можно научить понимать, что есть сезонные пики спроса на продукцию и потребности в чем-то, что надо заранее приобрести. Система сможет сама подсчитать, что, в каком количестве и к какому периоду необходимо закупить».
Дополнительный плюс автоматической обработки накопленной информации — в уменьшении ручного труда и человеческого фактора. Это сокращает накладные расходы, ведь большинство операций происходит без участия сотрудников. Кроме того, система фиксирует все решения, принятые человеком, и все операции, в которых он задействован.
Эксперты отмечают, что из-за достаточно весомой стоимости и длительных сроков внедрения к использованию цифровых платформ прибегают в основном крупные компании и предприятия. Малый и средний бизнес не спешит реализовывать у себя такие широкомасштабные решения. «Часто малые предприятия пользуются облачными сервисами: облачной CRM, облачными системами управления задачами. Благо и такие решения на российском рынке есть»,— сказал Павел Сварник.
Драйверы и перспективы
До ухода с нашего рынка известных иностранных вендоров бизнес покупал цифровые платформы на Западе. Оборудование, технологические агрегаты тоже были западные. Сейчас компании ориентируются в первую очередь на отечественные решения. По словам Александра Наймарка, они у российских разработчиков есть: «Мы, например, еще несколько лет назад, проанализировав глобальный рынок и его лучшие предложения, не смогли найти некоторые инструменты, которые бы удовлетворяли заказчика. Поэтому занимались разработкой своих продуктов, своих платформ, которые в дальнейшем обрастали разного уровня сервисами. В итоге на данный момент у нас есть собственная надежная цифровая платформа, которую мы внедряем клиентам».
Многие воспринимают цифровые платформы как что-то масштабное, сразу представляя массивные экосистемы с большой продуктовой линейкой и готовностью обеспечить бизнес любой величины самыми разными решениями, говорит директор по продвижению продуктовых решений Goodt Иван Лихачев: «Но современный рынок включает куда более тонкие типологии. И в них мы найдем, например, такое понятие, как "инструментальные цифровые платформы", на которых есть все для быстрой разработки типовых решений».
На российском рынке, переживающем большую трансформацию и уход крупных вендоров, годами строивших монолитные технологические стеки, одним из трендов будут именно такие нишевые цифровые платформы, считает эксперт: «Сейчас их все больше — да, они пока в стадии бурного роста и развития. Но именно такие платформы могут стать спасением для крупного и среднего бизнеса, у которого есть небольшие ИT-отделы и которому нужно буквально латать дыры в стеке, срочно закрывая задачи». Более того, добавляет Иван Лихачев, удачные продукты, создаваемые бизнесом на таких платформах, могут уходить в самостоятельное плавание на рынок и спасать другие бизнесы из этой же ниши: «Решения, которые можно разрабатывать на таких платформах, должны легко подстраиваться под потребности клиента и еще проще интегрироваться. Гибкость и низкая стоимость владения превыше всего». Это, отмечает он, экономит время и деньги.
Изменение экономической конъюнктуры дало мощный импульс развитию отечественных цифровых платформ, считает Павел Сварник. По его словам, российские продукты уже обладают достаточной зрелостью, чтобы автоматизировать деятельность предприятий даже с некоторой перспективой: «Внезапно сформировался рынок, который раньше был занят разработчиками из других стран, и активизировался спрос. Все это создало условия для того, чтобы компании стали активнее инвестировать в разработку цифровых платформ, так что, думаю, с учетом сегодняшней динамики у многих решений есть высокие шансы на успех».
Специалисты из группы компаний ЛАНИТ отмечают, что основные тренды на рынке цифровых платформ еще до конца не сформировались. Однако уже понятно, что через несколько лет рыночный ландшафт может полностью трансформироваться, вырастут отечественные разработчики, которые появились совсем недавно, некоторые игроки сменят позиционирование.
Между тем один из главных позитивных трендов уже обозначился и стал заметен потребителям, уверен Александр Наймарк: «Стоимость внедрения сокращается, потому что интеграторы, принимая вызов рынка, понимают, что для заказчика реализация некоей экосистемы, а не отдельного программного продукта является обязательной. Практически у каждого интегратора уже есть собственные программные средства и относительно недорогое предложение готовой цифровой платформы».