Клиент на проводе
Российский рынок ВКС переживает трансформацию
В 2023 году доля отечественных сервисов видео-конференц-связи (ВКС) может достигнуть 70%, прогнозируют аналитики. Росту рынка будет способствовать активная политика импортозамещения в корпоративном и государственном секторе на фоне ухода из страны западных вендоров. По словам экспертов, российские разработки в сфере ВКС технологически уже не уступают зарубежным, а по некоторым функциональным характеристикам превосходят их. Главным фактором в выборе подобного продукта, по мнению аналитиков, станет предоставление комплексных унифицированных коммуникационных сервисов.
Задел на будущее
После ухода западных вендоров процесс импортозамещения на российском рынке видео-конференц-связи, который стартовал в последние годы, идет полным ходом. По данным отдела аналитики больших данных МТС за январь 2023 года, в 2022 году мобильный трафик зарубежных платформ ВКС упал на 19% по сравнению с предыдущим годом, а российских — вырос на 41%. Самое большое падение показали: Webex — 81%, Microsoft Teams — 39%, Google Meeting — 36%, Zoom — 16%, Skype — 10%, а самый большой рост — Webinar Group — 44%, «Яндекс.Телемост» — 32%, «VK Звонки» — 23%.
В 2022 году западные разработчики ВКС ограничили работу своих сервисов на территории России, в результате госсектор и корпоративные клиенты начали активно переходить на отечественные решения. Этому процессу также способствовали инициативы регуляторов. Так, Минпромторг в октябре обратился к руководителям промышленных предприятий с рекомендацией прекратить использование для служебных целей иностранных мессенджеров и систем ВКС, в частности Zoom, Skype и WhatsApp, для обеспечения информационной безопасности. В качестве альтернативы Минпромторг предлагает сервисы российских разработчиков, состоящие в реестре отечественного ПО.
Тенденция к росту спроса на отечественные ВКС-решения подтверждается статистикой сервиса Webinar Meetings: «Мы отмечаем, что число активных пользователей, проводящих за месяц более четырех онлайн-встреч с несколькими ВКС, выросло в шесть раз по сравнению с 2021 годом»,— отмечает коммерческий директор Webinar Group Елена Сливко-Кольчик.
Росту спроса, по словам эксперта, также способствует высокий интерес к облачным решениям: «Ограничение возможности покупки импортного серверного оборудования привело к росту популярности облачных решений, что соответствует общемировым тенденциям роста интереса к модели UCaaS (унифицированные коммуникации как услуга)».
Уход вендоров, с одной стороны, создал серьезные сложности с поддержкой и ремонтом устройств для переговорных комнат, с другой — освободил место для новых производителей оборудования: азиатских и локализованных в России, отмечает Елена Сливко-Кольчик: «Поэтому сервисам, предоставляющим решения для ВКС, важно обеспечить успешную интеграцию с существующим оборудованием: заказчику невыгодно заменять целый парк устройств».
Вектор на комплекс
На российском рынке пока нет явного лидера в сегменте ВКС. В реестре российского софта зарегистрировано 258 коммуникационных программных продуктов, у 74 из них соответствующий код классификатора указан основным. На рынке есть сервисы, по отдельности решающие задачи унифицированных коммуникаций: ВКС, телефония, мессенджер и поддержка оборудования для переговорных комнат.
Но заказчикам уже сейчас требуется единое решение, отмечает Елена Сливко-Кольчик: «Мы видим запрос на интеграцию всех типов бизнес-коммуникаций. И не только типов, но и технологий: API, SDK, WebHooks c low-code и no-code инструментами».
В соответствии с определением Gartner комплексное решение UCaaS представляет собой облачную платформу, объединяющую различные сервисы для внутренних и внешних коммуникаций: встречи (аудио/видео, чат, демонстрация контента, доступ с различных устройств, интеграция с оборудованием переговорных комнат и телефонией), сама телефония (интеграция с корпоративными номерами, физическими телефонами, десктоп- и мобильное приложение), мессенджер, интеграции с почтой, календарями и CRM, а также административный портал (пользователи, дашборды, управление платежами). В качестве дополнительного функционала в решение могут быть включены контакт-центр и мониторинг сетевой нагрузки.
Сейчас бизнес в основном использует набор сервисов разных вендоров для решения отдельных задач, что приводит к сложностям с техподдержкой и дальнейшим развитием внутренних и внешних коммуникаций: сервисы плохо интегрируются, нет единой системы данных. Поэтому российские разработчики уже сейчас ориентируются на соответствие критериям Gartner. Мы активно развиваем свою платформу именно в этом направлении»,— рассказала Елена Сливко-Кольчик.
Зрелое решение
Сервис Zoom стал определенным стандартом отрасли. На сегодняшний день Webinar уже представляет собой более комплексное решение, учитывающее ключевые требования российского заказчика. «Речь не только о замене иностранного продукта — Webinar покрывает различные сценарии бизнес-коммуникаций, которые могут потребоваться крупной компании или образовательной организации: от ежедневных онлайн-встреч до собраний большого количества сотрудников, совместной работы и корпоративного обучения»,— говорит Елена Сливко-Кольчик.
Компания работает на рынке уже 14 лет, преимуществом Webinar Group является глубокая экспертиза в видеосервисах. «Базируясь на этом опыте, мы намерены сделать общение команд в онлайне таким же эффективным, как и в офлайне»,— отмечает Елена Сливко-Кольчик.
Пользователям Webinar доступны постоянные комнаты для совещаний с возможностью записи встречи, куда они могут зайти по единой ссылке. Платформа поддерживает возможность демонстрации материалов в высоком качестве, чат, обмен файлами, заметки, протокол встречи, автоматически рассылаемый участникам, интеграцию с доской Miro и собственную доску для командной работы. Уникальным преимуществом платформы являются средства статистики, позволяющие анализировать посещаемость, а также вовлеченность (от уровня активности участника до учета времени выступления спикера).
Для решения задач корпоративного обучения Webinar Group предоставляет как возможность проведения вебинаров, так и организации полноценного процесса смешанного обучения на базе сервиса We.Study, позволяющего создавать обучающий контент, проводить оценку уровня знаний, анализировать уровень вовлеченности участников и качество усвоения знаний. Средства предиктивной аналитики подсказывают, насколько успешно проходит процесс обучения. Сервис We.Study решает задачи корпоративного обучения крупных компаний, а также широко используется образовательными организациями, работа с которыми является одним из приоритетных направлений компании.
«Развивая продукт, мы меняем также и модель работы с заказчиками. Основная цель — быть не только поставщиком технологического решения, но и бизнес-партнером. Для этого создана команда Customer Success Management, которая постоянно взаимодействует с клиентом, изучая потребности разных функций внутри бизнеса, благодаря чему формирует новые области и сценарии использования продуктов».
«Мы предоставляем интеграцию с Google- и Outlook-календарями, причем со всевозможными вариантами поставки, а недавно мы завершили интеграцию с Communigate Pro и "МойОфис"»,— объясняет Елена Сливко-Кольчик. В 2023 году, по ее словам, будут реализованы и другие интеграции с программными продуктами. Эксперт отмечает, что сейчас направление оn-premise (программы, которые устанавливаются на оборудование клиента) уже показывает хороший рост: «Такие решения позволяют заказчикам иметь собственную инсталляцию, не зависящую от облака, и минимизировать риски в области информационной безопасности. Размещение сервисов внутри контура компании-заказчика является одним из требований организаций, попадающих под особое регулирование».
Что касается облачных решений, Webinar Group также уделяет особое внимание информационной безопасности, инвестируя значительные средства в постоянное развитие системы защиты. Например, в области защиты от DDoS-атак партнером компании является ведущая компания в этой сфере Qrator.
Отрасль ждет роста
В 2020 году объем российского рынка ВКС составлял 2,5 млрд руб. Согласно прогнозу MarketsandMarkets, в период до 2025 года темпы его роста должны были составить 15–20%. Эти оценки подтверждаются данными CNews. Суммарная выручка топ-20 участников третьего рейтинга поставщиков ВКС по итогам 2021 года составила 7,7 млрд руб. Это на 34% больше, чем в 2021 году (5,8 млрд руб.). Оценки по итогам 2022 года аналитики пока не давали, но гендиректор TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что если сравнивать данные 2022 года с данными 2021 года, то доля пользователей российских продуктов и сервисов выросла на 33%, доля иностранных сократилась на 11%.
По его мнению, импортозамещение в сегменте бизнес-коммуникаций в ближайшие годы будет зависеть во многом от того, продолжат ли зарубежные площадки сохранять доступ к своим платформам для российских пользователей: «Но если в потребительском сегменте отключение привычной платформы не будет критично, то в корпоративном секторе это может привести к множеству сложностей и даже финансовым потерям». Из-за подобных рисков, говорит эксперт, многие заказчики принимают решения использовать отечественные решения. В этом сегменте сейчас довольно большая конкуренция, отмечает Денис Кусков: «Исходя из этого, при выборе ВКС-платформы компании ориентируются не столько на стоимость, сколько на функциональность, набор сервисов и удобства». По его мнению, наиболее востребованы в ближайшей перспективе будут комплексные решения, а доля отечественных продуктов на рынке ВКС в этом году составит до 70%.
ООО «ВЕБИНАР ТЕХНОЛОГИИ»
Реклама