Агентства встали в очередь за клиентами
Рейтинговый рынок не выиграл от ухода иностранцев
Российские рейтинговые агентства, лишившись в 2022 году всех иностранных конкурентов, не смогли занять их место. Общее число клиентов выросло лишь на 5%, а выручка еще меньше — на 3,9%. Хуже всего ситуация НКР: несмотря на расширение применения его рейтингов, выручка агентства упала на 11,4%. В 2023 году агентства надеются увеличить число клиентов в основном за счет выхода новичков на долговой рынок, но эксперты полагают, что конкуренция между игроками только усилится.
“Ъ” изучил отчеты четырех российских рейтинговых агентств за 2022 год. Судя по документам, их общая выручка выросла на 3,9%, до почти 1,3 млрд руб. В частности, «Эксперт РА» показал рост на 5,6%, до 648,1 млн руб., АКРА — на 3%, до 541,1 млн руб., НРА — на 20,7%, до 40,4 млн руб. Падение наблюдалось только у НКР — на 11,4%, до 67,7 млн руб. Причем это произошло на фоне расширения применения его рейтингов в 2022 году. С середины 2022 года ЦБ стал учитывать рейтинги НКР и НРА для регулирования деятельности центрального контрагента и центрального депозитария, операторов финансовых платформ. В НКР уточнили, что основной рост клиентской базы пришелся на конец года, «поскольку выручка признается равномерно в течение года, этот прирост будет отражен в показателях 2023 года».
В целом число клиентов российских агентств, несмотря на уход с рынка после начала военных действий на Украине всех иностранных конкурентов, выросло, по данным ЦБ, всего на 5%, до 757 организаций. Больше всего получило АКРА, показав увеличение на 8%, у «Эксперт РА» «рост незначительный». ЦБ отмечал, что в связи с закрытием информации на финансовом рынке и отзывом рейтингов российских компаний агентствами «большой тройки» (S&P, Fitch, Moody`s; см. “Ъ” от 16 мая 2022 года) рейтинги российских агентств «стали основным общедоступным индикатором кредитного риска». Однако в реальное расширение бизнеса это пока не вылилось.
Тем не менее участники рынка оптимистичны. В «Эксперт РА» ожидают «небольшого роста выручки» по итогам года, прежде всего видя потенциал в компаниях, ранее не выходивших на рынок публичного долга, говорит гендиректор агентства Марина Чекурова.
«Видим спрос со стороны новых компаний с начала 2023 года с учетом открывшегося окна размещений в четвертом квартале 2022 года, когда объемы были на максимумах — более 2 трлн руб. за квартал»,— подтверждает гендиректор АКРА Михаил Сухов. Он ожидает выхода на рынок нескольких десятков компаний, не имевших рейтингов по национальной шкале, но работавших с «большой тройкой». «Ситуация со ставками в будущем представляется неопределенной, и на рынок лучше выходить в этом году по понятным и сложившимся условиям»,— полагает госпожа Чекурова.
Рейтинговый рынок уже два года «в некоторой стагнации», отмечает гендиректор «Бизнесдрома» Павел Самиев. По его словам, средний чек на присвоение и обслуживание рейтинга составляет около 1 млн руб. Как отмечает господин Сухов, стоимость услуг «имеет тенденцию к росту под влиянием общей инфляции, хотя существенно отстает от ее темпов из-за того, что контракты носят долгосрочный характер». По оценке АКРА, годовая выручка российской рейтинговой отрасли в четыре-пять раз меньше стоимости услуг ушедшей с рынка «большой тройки».
Источник “Ъ”, близкий к ЦБ, не считает результаты агентств впечатляющими.
В противовес другим сферам бизнеса, в которых уход иностранных конкурентов привел к активному росту, «в рейтинговой индустрии этого не произошло», признает он: «Агентства остро конкурируют между собой. Это также важный сигнал для ЦБ и Минфина, поскольку долгосрочная коммерческая состоятельность рейтинговой индустрии остается под вопросом».
Конкуренция продолжит давить на цены: перетягивание клиентов при отсутствии новых источников роста может раскрутить спираль демпинга, опасается собеседник “Ъ”: «Главное, не допустить переманивания клиентов "рейтинговым арбитражем", когда рейтинг ставят выше, чем поставил конкурент». По его словам, клиенты к такому способу «всегда были чувствительны».
Дальнейшая динамика объемов выручки агентств будет сильно зависеть от динамики эмиссий бумаг их клиентов, поскольку есть комиссия за каждый новый выпуск в рамках присвоенного рейтинга, а также изменений регуляторных требований, отмечает собеседник “Ъ”. Господин Самиев добавляет, что «при отсутствии источников количественного роста агентствам остается делить тот пирог, что есть, поэтому борьба за клиентов обостряется».