Рули здоровым и бодрым
Как меняется медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
Состояние здоровья водителей, безусловно, один из важнейших факторов, влияющих на безопасность дорожного движения (БДД). Неспроста эта тема так подробно раскрыта в федеральном законодательстве. При этом правила постоянно совершенствуются, ведь ежегодно появляются новые риски для безопасности. Какие правила в области медицинского обеспечения действуют сегодня и какие изменения обсуждаются — читайте в нашем обзоре.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения подробно описано в статье 23 федерального закона «О безопасности дорожного движения» и в ПДД. Напомним базовые правила.
Любой водитель должен проходить регулярную проверку состояния здоровья при получении водительского удостоверения и минимум раз в десять лет — при его замене, а также при возврате удостоверения после окончания срока лишения. На этом этапе могут быть выявлены противопоказания к вождению или ограничения (например, ухудшение зрения). Особые требования предъявляются к водителям, работающим по найму, при перевозке грузов или пассажиров: они проходят ежедневные предрейсовые, предсменные и другие медицинские осмотры.
Абсолютно всем водителям запрещено управлять транспортными средствами в состоянии опьянения (независимо от того, каким веществами оно вызвано), а также в болезненном или утомленном состоянии и под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих внимание и реакцию. Если возникает подозрение, что водитель употреблял опьяняющие вещества, полицейский проводит освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, а затем, если необходимо, направляет на медицинское освидетельствование, которое проводит врач.
Кроме того, в медицинское обеспечение безопасности движения входит оказание медпомощи пострадавшим в ДТП, а также обучение участников движения и сотрудников экстренных служб основным навыкам оказания первой доврачебной помощи.
Телемедицина и обмен данными: как изменятся законы
Правила, связанные с медицинским обеспечением безопасности движения, постоянно совершенствуются и меняются.
С 1 сентября 2023 года вступает в силу закон, позволяющий использовать для дистанционных осмотров водителей телемедицину: он уже принят Госдумой и подписан президентом. Автопредприятия и компании, напомним, обязаны проверять здоровье наемных водителей в рамках предрейсовых и послерейсовых медосмотров — эту функцию выполняют штатные или нанятые медработники. С сентября для тестирования работников можно будет использовать терминалы, автоматически измеряющие давление, температуру, пульс, содержание алкоголя в выдохе водителя и передающие эти данные в медорганизацию. Такой осмотр и называется телемедициной, присутствие врача на месте в этом случае необязательно. Такая технология, с одной стороны, позволит работодателям сократить расходы на врачей, с другой — сведет к минимуму возможность для нездоровых или нетрезвых водителей бесконтрольно оказаться за рулем. Отметим, что для водителей междугородных автобусов, перевозящих пассажиров на расстояние более 300 км или занимающихся перевозками детей, телемедицина будет запрещена: они должны будут проходить полноценную проверку.
Одновременно сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект (принят в первом чтении в ноябре 2022 года, включен в законопроектную работу Госдумы на 2023 год), призванный решить еще одну проблему в области медицинского обеспечения БДД. Сейчас невозможно организовать оперативный обмен данными между медицинскими организациями и подразделениями Госавтоинспекции, что приводит к неприятным ситуациям, когда за рулем оказывался гражданин, страдающий, к примеру, наркоманией, алкоголизмом или эпилепсией, хотя на момент последнего обмена (или получения) прав заболевания не было. Существует практика, когда выявленных больных лишают прав через суд, но для этого необходимо подключать прокуратуру, что не позволяет оперативно исключить больного из участия в движении.
Согласно законопроекту, все медорганизации, проводящие обследование водителей, будут направлять результаты обследований в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения Минздрава. Речь идет как о плановых обследованиях (при получении прав или обмене водительских удостоверений), так и о внеплановых осмотрах (например, если человек оказался в поликлинике, и при медосмотре обнаружилась какая-то болезнь, при которой машиной управлять нельзя).
Благодаря новой системе сотрудники Госавтоинспекции поймут, каких водителей следует исключать из дорожного движения, а каким водить разрешено. Поскольку весь процесс будет цифровизирован, водительские медсправки в классическом понимании уйдут в прошлое: они станут электронными, предъявлять их будет не надо — инспекторы сами все узнают через систему. Госавтоинспекция не получит доступа к диагнозам граждан — медорганизация будет предоставлять ведомству только заключение о возможности или невозможности гражданина управлять автомобилем, без указания диагноза. При выявлении заболевания, которое является противопоказанием к вождению, нужно будет пройти внеочередную проверку у врача. Если такая проверка не пройдена или противопоказание подтвердилось, Минздрав аннулирует ранее выданное медицинское заключение, на основании чего Госавтоинспекция аннулирует водительские права (решение суда не потребуется). Такой механизм предусмотрен законопроектом.
И наконец, еще один проект, который сейчас обсуждается, касается управления автомобилем под воздействием лекарственных препаратов. В конце 2022 года Конституционный суд (КС) обратил внимание на недостаточную урегулированность этого вопроса в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) и связанную с этим противоречивую судебную практику. Одних водителей, употребивших лекарства (даже самые безобидные), наказывали сурово, других — освобождали от ответственности. КС обязал законодателя внести поправки в КоАП. В конце прошлого года МВД России опубликовало для общественного обсуждения законопроект, призванный закрыть законодательный пробел. В статью 12.8 кодекса было предложено внести изменения, позволяющие применять санкции в отношении водителей, в организме которых найдены вещества, входящие в состав лекарств, но не относящиеся к этиловому спирту, наркотикам или психотропным веществам. Особенности проверки водителей будут прописаны в приказе Минздрава. Документ пока обсуждается.
Экспресс-тесты и рискориентированная профилактика
Важная тема в области медицинского обеспечения безопасности дорожного движения — совершенствование проверок автомобилистов. Сегодня, напомним, полицейский при проведении освидетельствования оформляет документы, снимает процедуру на видео (или находит понятых), что занимает немало времени. Уже обсуждается идея экспресс-тестов, когда автоинспектор проводит предварительную проверку водителя в течение минуты фактически через окно автомобиля. В этом случае автомобилисты, которые ничего не употребляли, после быстрой проверки продолжат свой путь. Если же экспресс-тест показывает наличие признаков опьянения, гражданин направляется на полноценную проверку с полным оформлением — ровно такую же, как сейчас. Это позволит сэкономить время и снизить нагрузку на медперсонал (по последним данным, 57% результатов медицинского освидетельствования — отрицательные). А главное — нарушителям станет сложнее уходить от ответственности. Внедрение экспресс-тестов потребует изменений в постановление правительства №1882, документ готовится.
Еще одна перспективная тема — внедрение рискориентированной профилактики. Виновники так называемых пьяных ДТП обычно имеют ярко выраженный социальный портрет, то есть свойственный группе набор обобщенных характеристик: возраст, образование, уровень достатка, характерные предпочтения, в том числе в сфере массовых коммуникаций. Знание о том, программы каких телеканалов смотрят эти люди, на какие сайты заходят и какими соцсетями пользуются, можно применить для сфокусированного воздействия на их сознание. Иными словами, транслировать информацию о недопустимости нетрезвого вождения в максимально доходчивой форме по популярным у этой целевой аудитории каналам коммуникации.
К средствам профилактики пьяного вождения можно отнести и алкозамки. Эти устройства предотвращают запуск двигателя автомобиля, если датчик распознал в выдохе водителя пары алкоголя. К примеру, автопредприятия могли бы устанавливать алкозамки на свои грузовики и автобусы. И это не дополнительные расходы, а, напротив, прямая выгода для компании. Корпоративная машина не пустит за руль нетрезвого водителя, а значит, не попадет в «пьяное» ДТП, и не надо будет нанимать адвокатов для судов и т. д. Кстати, специальный ГОСТ на алкозамки в России уже принят, он вступил в силу с 1 апреля 2023 года.
Цифровой профиль здоровья водителя — еще один перспективный проект по обеспечению контроля за нарушителями. Предполагается, что профиль мог бы содержать данные обо всех проверках здоровья, которые проводятся в отношении гражданина в разные периоды его жизни: на медкомиссиях, профосмотрах, предрейсовых осмотрах, при обращениях в медучреждения. Данные, собранные в одном месте, могут стать отличным подспорьем при оценке состояния здоровья конкретного водителя.
Ну и наконец, нельзя забывать про практику привлечения общественности и активных граждан к контролю за водителями, употреблявшими алкоголь. Сравнительно недавно сообщение в полицию о таких нарушителях у нас считалось едва ли не предосудительным. Но, похоже, общество наконец начинает осознавать, к каким страшным последствиям могут привести равнодушие и ложное понимание приоритетов. Об этом свидетельствует официальная статистика. Если в 2019 году по сообщениям граждан в полицию выявлялись лишь 4% водителей в состоянии опьянения, то в 2021-м — уже 9,3%. Ежегодно этот показатель растет. В ряде регионов рост стимулируется вознаграждениями, которые неравнодушные граждане получают за предоставленную информацию. Тоже способ. Впрочем, потенциал этого инструмента гораздо мощнее и до конца еще не раскрыт.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги»