Технологии в шоу и искусстве: роль режиссера и хореографа в работе с крупными шоу

«Я использую ИИ и нейросети для создания визуализаций и порой поиска нестандартных концептуальных решений»

Вячеслав Кулаев известен в первую очередь как режиссер больших шоу, церемоний, тв-проектов. При этом его творческая деятельность связана с танцем, поэтому он реализовывал себя и как хореограф. Он принимал участие в таких проектах как Церемония Открытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи, Открытие и Закрытие Международной выставки ЭКСПО и Церемония Закрытия Чемпионата Мира по футболу в Катаре. Он рассказал о работе с крупными шоу и внедрении в них технологий.

Церемония открытия Зимних игр в Сочи дала старт Олимпиаде в 2014 году. Она стала отправной точкой в работе Вячеслава Кулаева.

«Мой путь как шоу режиссёра и креативного директора начался именно с участия в Церемонии Открытия Зимней Олимпиады в Сочи, где я был креативным ассистентом режиссера-постановщика Церемонии Андрея Болтенко, который меня и пригласил в этот удивительный проект, собравший лучших профессионалов со всего мира и позволивший начать новую страницу индустрии шоу и церемоний для целого ряда отечественных специалистов. Именно после Олимпиады в Сочи я стал развиваться как креативный директор и режиссёр шоу. Но никогда не оставлял работу и хореографа, только теперь стал выступать больше как режиссер хореографии»

Церемония Открытия и Закрытия Международной выставки ЭКСПО в 2017 году стала проектом, в котором Вячеслав впервые выступил креативным директором и режиссером глобального международного шоу. Также отдельно он выступил и режиссером хореографии.

«Эти две Церемонии - Открытия Зимней Олимпиады и Открытия и Закрытия Международной выставки ЭКСПО - стали моим первым опытом в международном проекте, как креативного директора. В то время это было инновационным шоу, необычным с точки зрения решения официальной церемонии открытия и закрытия. Оргкомитет ЭКСПО и продюсеры полностью доверились мне и дали карт-бланш на креатив. В итоге оба шоу получились уникальными и часто цитируемыми»

Для шоу в честь Церемонии Закрытия Чемпионата Мира по футболу в Катаре Вячеслава пригласила компания Сила Света, которая создала креативную концепцию этого проекта. В его задачи входила режиссерская реализация шоу, творческие и технические решения.

«Я участвовал в создании команды, которая реализовала этот проект: режиссерско- постановочная группа, кастинг, хореографы, реквизит и костюмы. Я ставил креативные задачи подрядчикам, которые создавали сцену, работал со сложными техническими решениями, реквизитом. Отдельно, я работал и над хореографией, так как она является важной частью этого шоу: оно в первую очередь - музыкальное. Я много работал со звёздами, которые исполняли музыкальный материал шоу — это отдельная важная часть задач режиссера, а также общался катарской стороной. Помню, что вплоть до дня Финала Чемпионата в шоу вносились изменения — это специфика работы на этом рынке»

Во все перечисленные проекты были внедрены свои уникальные технологии.

«Я, как креативный директор и режиссер шоу всегда использую в своей работе технологии, которые доступны на рынке в зависимости от масштаба шоу. Для Церемонии Открытия ЭКСПО, например, мы применили целый набор креативных технологических решений, которые на тот момент были уникальны. Это air orbs - летающий гелиевые шары дроны. В шоу Открытии ЭКСПО мы впервые использовали до 30 полностью запрограммированных air orbs, это очень долгий и кропотливый процесс полностью запрограммированного полёта этих дронов в закрытом помещении. Их движение было «живым» в контакте и синхронизации с артистами и графическим контентом. Я до сих пор не знаю других шоу, где бы это было применено в таком количестве. Также мы использовали уникальные и сложные верхнюю и нижнюю механику сцены, программированные фурки и 3d видео-меппинг. В церемонии Закрытия, мы разработали сложное инженерное решения движения многотонного светодиодного куба, который был олицетворением искусственного интеллекта. Многие технологии, которые я использовал в этих шоу стали после него часто применяемыми в других проектах.

А для Церемонии Закрытия Чемпионата мира мира в Катаре любое применение технологий - уже победа, так как существует масса ограничений для шоу. Это, в первую очередь, живой газон, на который нельзя давать существенных нагрузок, время на монтаж и демонтаж сцены, ведь сразу после шоу - финальная игра. Но и там мы смогли применить и масштабные видеопроекции и снова поработать с air orbs»

C недавних пор Вячеслав Кулаев использует в работе и искусственный интеллект.

«Я использую ИИ и нейросети для создания визуализаций и порой поиска нестандартных концептуальных решений. Я работаю с Midjourny и Chat GPT. Также нейросети в живом режиме генерируют графический контент. Не так давно для проекта я создал номер, где танцовщик - степист генерировал через нейросеть музыку, используя как ритмический рисунок звуки чечётки. Также я интересовался NFT искусством и META вселенными, но после выхода из пандемии к этим технологиям временно охладел»

Сейчас креативный директор и хореограф Вячеслав Кулаев готовит симфоническое мультимедийное шоу, где будет в коллаборация симфонического оркестра с электронными музыкантами.

Это довольно сложный проект, где Вячеслав поставил себе амбициозные задачи окунуть зрителя в смену времён года и использования креативных и технологических решения, чтобы задействовать чувства зрителя. Чтобы ему было холодно, жарко, чтобы он смеялся, грустил. Чтобы зритель ощутил снег на своей коже, почувствовал аромат проснувшейся после зимы природы, капли дождя, прохладу туманного утра.

«Звучит невероятно, но я к этому буду стремиться. Это международный проект, который мы реализуем с продюсерами Церемоний ЭКСПО. Мы довольно давно его разрабатываем, и я очень надеюсь, что блестяще реализуем!», - рассказал Вячеслав.

Сабина Абасова

Вся лента