«Со стороны лизинга логистические компании всегда могут рассчитывать на поддержку»

Артем Киселев из ГК ВТБ Лизинг — о ситуации в логистике

В условиях глобальной перестройки логистики в 2022 году сложности возникли практически во всех сегментах перевозки грузов и пассажиров: авиационном, автомобильном, железнодорожном. В железнодорожном сегменте проблема возникла в сфере дефицита подвижного состава и комплектующих, в магистральных автоперевозках, такси, каршеринге и доставке «последней мили» — в связи с необходимостью замены привычных иностранных марок. О трендах на рынке и роли лизинга в обеспечении нужд российских логистов “Ъ” рассказал директор по продажам продуктов автолизинга ГК ВТБ Лизинг Артем Киселев.

Директор по продажам продуктов автолизинга ГК ВТБ Лизинг Артем Киселев

Фото: Предоставлено пресс-службой ГК «ВТБ Лизинг»

— С какими основными вызовами пришлось столкнуться логистическим компаниям в 2022 году? Как происходила трансформация логистических цепочек?

— На основе многолетней экспертизы нашей команды и наблюдений в течение всего года мы отмечаем, что на рынке грузовых и пассажирских перевозок происходят существенные изменения маршрутов как по воздуху, так и по морю и автодорогам. Логистика стала более сложноструктурированной, выросло количество звеньев в цепочке на пути товара к потребителю. С другой стороны, на фоне дефицита новых поставок износ техники продолжается.

В грузоперевозках больше других с вызовами столкнулось авианаправление: по данным моих коллег по профильному направлению и Росавиации, из-за перекрытых зарубежных маршрутов грузооборот за 2022 год снизился на 60%, пассажиропоток — на 14%. Параллельно решались вопросы о перерегистрации воздушных судов в России — так называемая дебермудизация.

ВТБ Лизинг — универсальная лизинговая компания, работающая с различной техникой. Как лидер по финансированию железнодорожной техники не можем не отметить, насколько непростой была ситуация и с перевозкой по железной дороге (17% грузопотока, по данным Росстата). Проблемы здесь связаны с дефицитом производства новых вагонов и подшипников кассетного типа: для ремонта текущего парка и производства нового, по оценкам экспертов, требуется в общей сложности 340 тыс. подшипников в год.

Ну и более близкое к моей предметной области направление магистральных перевозок, на которое приходится около 67% российского грузооборота, тоже переживает непростые времена. Уход большой европейской семерки производителей (Volvo, MAN, Scania, Mercedes-Benz, DAF, Iveco и Renault) сейчас активно пытаются компенсировать российские и китайские марки. По данным наших аналитиков, грузовой транспорт, занятый в логистике, сейчас составляет около 21% всех регистрируемых в ГИБДД машин. При этом при годовой емкости рынка седельных тягачей на уровне 30 тыс. автомобилей прошлогодняя реализация составила лишь 10 тыс. И все же даже в этих условиях автотранспортникам удалось удержать показатели тонно-километров на уровне 2021 года, переориентировавшись на поставки грузов в Турцию, Иран, Азербайджан, Китай, Монголию, страны Средней Азии.

— Вы говорите о переделе на грузовом рынке. В чем конкретно он заключается?

— Показательный пример — наше южное направление, где из-за закрытия ряда аэропортов сформировался дополнительный спрос на автомобильные перевозки как в пассажирском сегменте, так и в коммерческом. Как итог увеличился спрос на грузовые автомобили и автобусы со стороны перевозчиков.

Если же говорить глобально, то речь идет о перестройке автопарков на использование продукции из России и КНР. Опыт эксплуатации китайской грузовой техники в перевозках еще недостаточен для выводов, но на первый взгляд она активно заходит на наш рынок. Производители предлагают довольно качественную продукцию, которая в этом году уже отъездит большие пробеги.

Отдельно стоить отметить, что на фоне удорожания стоимости техники растет и количество запросов на снижение авансов: перевозчикам все сложнее обеспечивать вход в сделку за счет имеющихся оборотных средств. По этой же причине увеличивается и срок аренды. И здесь задача лизинга — более гибко подходить к запросам клиентов, адаптировать свои предложения и предлагать наиболее приемлемые условия. Например, снижать те же авансы при повторных обращениях, сокращать количество требуемых для сделки документов, а также сроки рассмотрения заявок. Ведь перевозчики считают не только деньги — они дорожат своим временем.

— Как менялись тарифы перевозчиков на доставку грузов за минувший год и какую долю в ценообразовании занимают расходы на приобретение техники?

— Если мы говорим о наиболее массовом автомобильном сегменте, то рост тарифов, по данным биржи грузоперевозок ATI.SU, составил от 50% до 100% в зависимости от направления. Среди причин сами перевозчики называют подорожание грузовиков, запчастей к ним и топлива. При этом расходы на приобретение техники, например ежемесячные лизинговые платежи, могут доходить до 40% от стоимости перевозки. И здесь наша задача — способствовать максимальному снижению нагрузки на бюджет клиента, предлагая ему оптимальные условия.

— Как автопарки справляются с удорожанием техники?

— Проникновение лизинга растет. Даже в грузовом сегменте, где его доля была традиционно высока, к декабрю 2022 года этот показатель превысил 90%. В целом же если еще прошлой весной 31% новых колесных транспортных средств — от легковых до спецтехники — передавалось в лизинг, то в декабре 2022-го — уже 40%. Основные причины — более активное сокращение спроса на автомобили у физлиц, удорожание техники и необходимость привлечения большего объема гибких инструментов финансирования.

Бизнес внимательно анализирует расходы на основные средства. Снижение стоимости договора до 40%, скидки от производителей и поставщиков, субсидирование техники государством — все это серьезные аргументы в пользу выбора лизинга как инструмента финансирования. Добавьте к этому упрощенный документооборот, комфортные условия по входу в сделку (авансы вплоть до нулевых по отдельным направлениям) и гибкие настройки расчетов (например, с минимальной ежемесячной нагрузкой на бюджет предприятия), и станет понятно, почему лизинг набирает обороты. Еще одна причина: компании активнее пересматривают политику в пользу техники с пробегом. На нее сейчас повышенный спрос, который также может закрываться лизинговыми решениями.

— А как с обновлением парков у операторов такси и каршеринга, доля которых в пассажирских перевозках значительно выросла?

— Для каршеринга и операторов такси инструмент финансового или операционного лизинга на сегодняшний день является выгодным, востребованным и доступным. Еще в пандемию парки некоторых каршеринг-сервисов стали пополнять китайские марки. Но за последний год и более консервативные таксопарки начали пересматривать свою политику при формировании модельной гаммы. Причина разворота прозаична: сервисы, для которых большое значение играет безопасность перевозок и сохранение машин на линии, повышенное внимание уделяют обеспеченности складов запчастями и наличию постоянного гарантийного обслуживания. Поддерживать оба фактора на должном уровне могут лишь официальные производители и импортеры техники, которым наши команды предлагают активно использовать все преимущества инструментов лизинга.

— Какая ситуация сейчас складывается в сегменте доставки «последней мили»?

— Большой отложенный спрос здесь начал формироваться еще во времена локдауна, когда активное развитие получили онлайн-магазины, маркетплейсы, доставка еды и различных продуктов. Ситуация усложнилась с прошлогодним уходом Ford из России — на долю его модели Transit приходилось в разное время 15–20% продаж. Сейчас освободившуюся нишу начинают занимать Sollers с его фургонами Argo и Atlant, а также китайские марки, например DongFeng, Foton, FAW и JAC. Однако этот процесс может быть небыстрым.

В любом случае первоочередной задачей в этом сегменте мы считаем решение вопроса по наличию достаточного количества и ассортимента техники, а уж за упаковкой предложения в нужный клиенту финансовый продукт дело не станет. У нашей команды сейчас на базе ее наработок в такси находится пилотный проект с одной крупной логистической компанией. Думаю, до конца года сможем объявить о запуске.

Здесь уместно будет упомянуть о еще одном виде лизинга — операционном. Крупные компании — особенно из числа тех, что работают с доставкой последней мили,— активно считают расходы на владение парком «на круг», то есть с учетом всех затрат. Мы видим, что в ряде случаев операционный лизинг, включающий в ежемесячные платежи стоимость всех услуг по содержанию парка, может становиться вполне разумным выбором. Сейчас интерес клиентов здесь прикован к автомобилям для торговых представителей и личного пользования руководства, но расширение предложения за счет новой легкой коммерческой техники в операционном лизинге лишь вопрос времени.

— ВТБ Лизинг занял по итогам 2022 года первое место в лизинге железнодорожного транспорта по объемам нового бизнеса. Что обеспечило компании лидерство в этом сегменте?

— Кроме многолетней экспертизы команды ВТБ Лизинг в сегменте отмечу также тот факт, что наша компания оставалась в партнерских отношениях с клиентами даже в самые сложные моменты. Например, при резком скачке ключевой ставки в феврале прошлого года мы предоставляли отсрочку по вступлению графиков с повышенной ставкой. Это позволило всем нашим клиентам обойтись без дефолтных реструктуризаций. Кроме того, мы расширили продуктовую линейку: реализовали возвратную операционную аренду вагонов, забрав ремонт на себя. Наконец, мы больше следовали «ломбардной» логике при формировании портфеля сделок, когда решение принимается на актив, а не на финансовое положение клиента.

По нашему мнению, нынешний год может стать позитивным для железнодорожной отрасли при дальнейшем активном расширении и увеличении текущих производственных мощностей. Придется кстати и точечная поддержка государства, например в лесоперерабатывающей отрасли, что позволит восстановить перевозку на платформах.

В железнодорожном сегменте из 18 тыс. переданных клиентам грузовых вагонов самыми популярными в прошлом году стали хопперы — 70% от общей доли востребованного парка. Следом идут фитинговые платформы (12%), типовые (11%) и инновационные полувагоны (5%). Напомним, что в 2022 году, по данным ОАО РЖД, контейнерные перевозки по сети железных дорог во всех видах сообщения выросли на 0,3%, до 6,5 млн TEU. А с начала этого года перевозки контейнеров по сети ОАО РЖД выросли на 4,4%.

— А какая колесная техника была наиболее востребована в 2022 году?

— Среди автомобильных перевозчиков и компаний, оказывающих услуги курьерской доставки, свои предпочтения. В легком коммерческом сегменте автомобилей они делали выбор в пользу продукции ГАЗ (57% переданных в 2022 году машин этого типа), Ford (12%), УАЗ (10%), Lada (6%) и ВИС (5%). В грузовом сегменте лидерами стали КамАЗ (17%), Shacman (12%) Sitrak и «Тонар» (по 7%), а также FAW (5%).

— Каким видится для отрасли 2023 год?

— Мы смотрим на год оптимистично. В первую очередь потому, что видим желание государства поддерживать перевозчиков: от строительства новых дорог и открытия новых направлений до субсидирования парков техники. Со стороны лизинга логистические компании также всегда могут рассчитывать на поддержку. Важно понимать, что вызовов еще предстоит пережить множество, и сделать это будет проще в партнерстве. Команда ВТБ Лизинг с более чем 20-летней экспертизой на рынке финансирования корпоративных парков всегда найдет приемлемое решения для сделок любой сложности.

Интервью взяла Наталья Скорлыгина

Вся лента