Спецтехника движется из Поднебесной
Брендам из стран G7 на смену приходят китайские марки
По итогам 2022 года китайские марки стали заметными игроками не только на авторынке, но и в сегменте специализированной техники. Вместо традиционных Komatsu, Caterpillar и JCB к концу года в топ-3 импорта оказались крупные игроки из КНР, отмечают в «Альфа-Лизинге». Тем не менее быстрое замещение западных и японских игроков китайскими брендами не успевает покрывать запросы рынка — сказывается как пропускная способность путей доставки, так и желание части потребителей закупать предсказуемую в эксплуатации технику привычных брендов.
В 2022 году в РФ, по данным «Альфа-Лизинга», было ввезено 44,7 тыс. специализированных машин на сумму более 283,3 млрд руб. Санкционные ограничения на ввоз в страну части категорий спецтехники из ЕС и Японии, приостановка поставок традиционных лидеров сегмента и необходимость изменения маршрутов привели к обвалу объемов поставок во втором квартале 2022 года: в деньгах те сократились в 1,9 раза, до 39,2 млрд руб. по сравнению с январем—мартом. Тем не менее рынок довольно быстро начал адаптироваться к новым условиям: так же, как сократился объем импорта западных и японских брендов, оперативно произошло их замещение на российском рынке китайскими марками и закрытие дефицита. В итоге уже в четвертом квартале объем ввоза достиг 69,4 млрд руб., что близко к докризисным показателям первого квартала.
Однако, как и в других сегментах рынка транспортных средств, наполнение предложения спецтехники после начала кризиса шло в основном за счет китайских брендов. «Если в начале года топ-3 по сумме импортных поставок традиционно занимали японский бренд Komatsu, американский Caterpillar и британский JCB, то к его концу в лидерах остались лишь марки из КНР,— говорит руководитель направления спецтехники ГК "Альфа-Лизинг" Артур Гаспарян.— Речь идет о SANY, XCMG и ZOOMLION, которые входят в топ-10 глобальных лидеров рынка спецтехники — в основном за счет присутствия на китайском рынке. Но, к примеру, SANY лидирует по бетономешалкам и в мире, а также является одним из крупных поставщиков экскаваторов и погрузчиков. Также активно увеличивают объемы импорта в РФ такие марки, как Liugong, Lonking, LGCE (бывшая SDLG)».
Техника китайских марок довольно давно присутствует на рынке РФ и в некоторых сегментах даже занимала существенную долю рынка, например, по данным профильных ассоциаций, по фронтальным погрузчикам. Причем последние и в объемах импорта РФ за 2022 год занимают вторую строчку с результатом 33,2 млрд руб., уступив лишь гусеничным экскаваторам (85,5 млрд руб.). Кроме того, из экспортной статистики КНР за 2022 год видно, что по этой категории на РФ приходится 18% всех поставок, или 13,5 тыс. единиц техники. Тем не менее после кризиса Россия вошла в топ-5 направлений по экспорту спецтехники из Китая и в других сегментах, например по гусеничным и колесным экскаваторам.
Но замещение доли приостановивших работу в РФ и ушедших компаний китайскими игроками не смогло удовлетворить весь спрос на технику. Сейчас спрос продолжает расти, и объемы реализации «Альфа-Лизинга» говорят, что отложенный спрос не был удовлетворен в четвертом квартале 2022 года. «Переговоры со многими китайскими марками показали, что на их технику высокий спрос, а заказы от дилеров размещены на многие месяцы вперед,— поясняет Артур Гаспарян.— Частично это произошло за счет трудностей с пропускной способностью таможни — объемы поставок по этому направлению только растут. При этом ковидные ограничения, вводившиеся в 2022 году в Китае, также не добавляли определенности по срокам поставок».
Кроме того, узнаваемость брендов из КНР пока не закрывает часть опасений покупателей спецтехники. Так, часть потребителей до сих пор остается не удовлетворена качеством китайской техники по сравнению с европейскими и американскими аналогами, отмечают в «Альфа-Лизинге». Потенциальные риски и в отсутствии экспертизы потребления в части надежности и ремонтопригодности. Так, крупные корпоративные клиенты из горнодобывающей отрасли традиционно имели парки самой качественной премиальной техники европейских марок. Выбор машин до кризиса основывался не на цене — учитывались стоимость владения и обслуживания, доступность запчастей, ремонтопригодность, частота поломок и прочее.
В итоге даже с учетом роста стоимости обслуживания отсутствие опыта эксплуатации спецтехники китайских марок приводит компании к поискам возможностей купить привычную для их рода деятельности технику, с которой у них уже есть опыт эксплуатации. Для этого используется параллельный импорт или же делается выбор в пользу б/у-сегмента. По опыту «Альфа-Лизинга» в рамках параллельного импорта лидируют марки, которые были эталоном в своем сегменте до кризиса. Так, в четвертом квартале одной из наиболее востребованных была техника (экскаватор-погрузчик) JCB. Потребители, которые не готовы пересаживаться на китайские марки, формируют заметный спрос на такую технику. Впрочем, в общих объемах рынка это все-таки несущественная доля.