«Банки продолжат конкурировать за клиентов новыми подходами»

Управляющий ВТБ в Нижегородской области Всеволод Евстигнеев — об итогах года

Экономика Нижегородской области, несмотря на прогнозируемый экспертами спад, показала по итогам прошлого года положительную динамику: валовой региональный продукт достиг 100,1%. За счет чего удалось достичь таких результатов, какую роль в этом сыграли банки и о точках роста для бизнеса, которые есть сейчас, рассказывает управляющий ВТБ в Нижегородской области Всеволод Евстигнеев.

— Насколько предсказуемыми для вас оказались результаты прошлого года? Удалось ли банковскому бизнесу региона справиться с вызовами?

— Нижегородская экономика в целом и банковский сектор региона устояли, негативные ожидания первого квартала не подтвердились. Предпринимательское сообщество достаточно быстро адаптировалось к внешним вызовам, а банки, несмотря на все сложности, постарались направить все силы на сохранение доверительных отношений с клиентами и их всестороннюю поддержку. Собственно, результаты работы банковской сферы это отражают. В целом по региону, по данным Банка России, объем кредитов бизнесу увеличился на 11,4%. Показатели ВТБ в Нижегородской области также демонстрируют положительную динамику — общий кредитный портфель подразделения вырос на 17%, портфель привлеченных средств сохранился на уровне предыдущего года. Но, пожалуй, один из самых важных результатов для нашей команды — рост активной клиентской базы как юридических, так и физических лиц. В сегменте среднего и малого бизнеса рост составил 16%, в рознице — 9%.

— Как менялось настроение бизнеса в течение года? В каких отраслях сохранялась инвестиционная активность?

— Если говорить про клиентов, портфель которых обслуживаем мы, то я даже не ожидал, насколько быстро они перестроятся. В результате по итогам года в корпоративном сегменте мы получили рост кредитного портфеля в 1,5 раза, до 63,8 млрд рублей. Крупный бизнес нарастил портфель вдвое, а клиенты СМБ — на 18%. Конечно, одним отраслям было тяжелее адаптироваться, другим — проще, но если смотреть на нижегородское бизнес-сообщество в целом, то пессимизма и снижения активности не было. Напротив, мы видели желание предпринимателей двигаться дальше, развивать свои компании. Да, в феврале-марте на какое-то время все немного притормозилось, но затем количество наших встреч и консультаций с представителями нижегородского бизнеса резко возросло. И здесь надо отдать должное областным властям: меры поддержки, которые сразу начало инициировать правительство региона, активная работа антикризисных штабов дали предпринимательскому сообществу уверенность, что мы вместе, сообща сможем справиться с этими вызовами.

— В каких отраслях сохранялась наибольшая инвестиционная активность?

— Если смотреть в отраслевом разрезе, то первой в любом кризисе оживает торговля, это традиционно один из самых активных сегментов с точки зрения привлечения средств. У нас предприятия этой сферы по итогам года продемонстрировали значительный рост — кредитный портфель по ним увеличился на 80%. Еще один драйвер нижегородской экономики — сельское хозяйство. В этой сфере регион годами выстраивал грамотную и эффективную политику взаимодействия с аграриями, и в кризисном 2022 году она была усилена. Представителям этой отрасли одним из первых подставили финансовое плечо господдержки, и это позволило сектору не только продемонстрировать рост показателей по итогам года, но и привлечь новых инвесторов. Оживление заметно и на рынке жилищного строительства. Мы в прошлом году профинансировали проекты застройщиков в рамках 214-ФЗ в регионе на 7,7 млрд рублей. Надо отметить, что компании этой сферы составляют значительную долю в нашем кредитном портфеле сегмента СМБ — более трети. В промышленном секторе сложности возникали у предприятий, ориентированных на одного-двух поставщиков. Крупные производства, как правило, перестраиваются долго, и их партнеры неизбежно сталкиваются со спадом заказов на несколько месяцев. Это время многие использовали, чтобы выйти на новые рынки. К отработке потребностей нижегородских предприятий активно подключались профильные структуры правительства региона: организация «Дней поставщика», диалог с соседними регионами — все это помогло небольшим компаниям найти новых партнеров. Да, в ряде случаев это требовало доработки производства, и отсюда — общий спад на два-три месяца весной и летом. Но в итоге большинство успешно вырулили, а у многих портфель заказов стал еще больше.

— В течение прошлого года разнонаправленные тренды демонстрировало не только корпоративное, но и розничное кредитование. Как вы оцениваете текущую ситуацию в ипотечном сегменте?

— В ипотеке, как и в целом во всем розничном кредитовании, особенно серьезным был спад во втором квартале, когда кредитные ставки по рыночным программам превысили 20% и стали по сути заградительными. Но ситуация быстро стабилизировалась — в апреле вслед за снижением ключевой ставки ЦБ банки начали улучшать условия по кредитным продуктам, и спрос начал постепенно восстанавливаться. В результате в Нижегородской области наш ипотечный портфель вырос за год на 4%, до 36,8 млрд руб., было выдано жителям региона почти 3 тыс. жилищных кредитов на 10 млрд рублей. Основной спрос нижегородцев был сосредоточен в сегменте вторичного жилья, где совершалось около 60% всех сделок. Средний чек по ипотеке в области по итогам 2022 года составил 3,3 млн рублей. При этом по сделкам, оформленным в рамках госпрограмм, он оказался почти на 20% выше — 4 млн рублей. Получить средства в большем объеме без излишней финансовой нагрузки клиентам позволили условия существенно ниже рыночных.

Как я уже сказал, на рынке жилищного строительства региона, несмотря на высокую турбулентность, мы видим оживление. Это заметно и по количеству запросов от застройщиков на проектное финансирование, и по возросшей конкуренции — на нижегородский рынок выходят компании из Чувашии, Татарстана и других регионов. Особенно радует, что новые проекты появляются в райцентрах, например мы финансируем строительство ЖК в Арзамасе и Дзержинске. И это тоже индикатор состояния рынка. Растет в регионе спрос и на ипотеку: в марте объем наших выдач жилищных кредитов по сравнению с февралем увеличился на треть, а рост февральских продаж к январю составил 70%.

— Как менялись стратегии клиентов в сохранении и накоплении средств в течение года?

— В первом полугодии наибольшим спросом у нижегородцев пользовались краткосрочные вклады до шести месяцев, которые на фоне роста ключевой ставки позволяли получить максимальную доходность. Во второй половине года, когда ситуация на рынке начала стабилизироваться, вырос спрос на депозиты сроком от года, ставки по которым стали наиболее выгодными. По понятным причинам ключевую роль в прошедшем году снова стали играть классические рублевые вклады — их доля в нашем региональном розничном портфеле привлеченных средств превысила 80%. За год портфель депозитов подразделения вырос на 9% и составил 95,7 млрд рублей.

В этом году рублевые вклады останутся главным сберегательным продуктом у населения региона. Банки будут расширять линейки, в том числе предлагать клиентам самим «сконструировать» продукт под свои запросы. Кроме того, сохранится тренд на дедолларизацию, будет расти интерес к альтернативным валютам, и прежде всего — к юаням. Мы видим, что спрос на вклады в них у нижегородцев увеличивается, за год их объем вырос у нас на 6%. И этот тренд будет набирать обороты.

— С каждым годом проблема кибератак и других мошеннических посягательств на финансовый сектор становится все более актуальной? Как здесь изменилась ситуация, какой статистикой вы располагаете?

— Действительно, мы видим, что количество мошеннических атак на банки продолжает расти. По нашим данным, с начала этого года активность мошенников только усилилась — в целом по ВТБ за январь-февраль в отношении клиентов было совершено посягательств на их денежные средства на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но изменения не только количественные. Меняются схемы, используемые злоумышленниками. Теперь более половины всех звонков от них приходятся на мессенджеры, а число звонков с помощью обычной телефонной связи снижается. Банк ведет масштабную работу по защите средств клиентов. За первые два месяца года нам удалось спасти около 3 млрд рублей — это почти на 60% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Самая уязвимая категория — пенсионеры. Но часто свои накопления недоброжелателям переводят и работающие, вполне успешные люди, и даже берут кредиты, чтобы отдать их мошенникам. Это вопрос не только доверчивости, но и финансовой грамотности, которая сегодня должна стать для каждого нормой.

— Одним из важных событий года в банковской сфере стала покупка ВТБ банка «Открытие». На каком этапе процесс присоединения сейчас?

— Сейчас идет большая внутренняя работа, связанная с синхронизацией процессов двух банков. «Открытие» продолжает работать под своим брендом, со своей продуктовой линейкой и в тех же привычных офисах. Пока единственное, что изменилось для клиентов «Открытия», — мы объединили наши банкоматные сети, и для всех это большой плюс, потому что дает возможность без комиссии вносить и снимать наличные в банкоматах двух кредитных организаций. Наша общая задача — и дальше обеспечивать максимально бесшовный переход. У группы ВТБ есть большой опыт интеграции банков. Это поможет сохранить лучшие практики и качество сервиса и для клиентов «Открытия».

— За счет чего в текущем году может расти банковский бизнес? Какие точки роста и инструменты вы видите для себя?

— С продуктовой точки зрения потенциал по-прежнему в ипотеке, кредитовании СМБ, возвращается спрос и на кредиты наличными, и на автокредиты. Если говорить про рынок ипотеки, то здесь, например, точкой роста может стать ИЖС, к которому мы фиксируем увеличение интереса. Наши эксперты прогнозируют в этом сегменте рост выдач в целом по стране на 25-50% по году. В автокредитовании до 80% займов будут выдаваться на транспортные средства с пробегом. В целом по рынку автокредитов аналитики банка говорят о росте продаж в этом году на 40% при благоприятной макроэкономической ситуации. В сегменте сбережений трендом этого года станет переход депозитов в сторону кастомизации, когда клиенты смогут настроить продукт «под себя» с учетом графика накоплений и трат. Для тестирования этих новых возможностей банки будут выводить на рынок комплексные предложения — «вклад + накопительный счет», в том числе в сочетании с валютой (рубль-юань) с льготными курсами конвертации. Также, как я уже говорил, продолжится дедолларизация пассивов, клиенты будут конвертировать их в рубли и альтернативные валюты. Тренд прошлого года на растущий спрос на вклады в юанях в этом году продолжится. По мере «привыкания» населения будут появляться накопительные или текущие счета в юанях с начислением процентов на остаток.

Шок прошлого года позади, рынок развивается по всем направлениям. Банки продолжат конкурировать за клиентов новыми подходами: у клиентов всегда должна быть возможность выбора. Наличие счетов в двух-трех банках — это, кстати, тоже признак финансовой грамотности. Сегодня, только будучи клиентом нескольких финансовых структур, можно быстро среагировать на меняющиеся условия по продуктам и, таким образом, сэкономить или заработать.

Вся лента