«Новые хладостойкие материалы уже используются для строительства ледоколов»
Тренды и перспективы российского рынка судосталей
Российские металлурги из-за санкций полностью потеряли европейский рынок и вынуждены искать перспективные ниши внутри страны. Одним из секторов, стимулирующих спрос, могло бы стать судостроение. Необходимость освоения Арктики делает перспективным выпуск хладостойких и высокопрочных сортов стали, а также крупноформатного проката. О трендах и перспективах российского рынка судосталей рассказывает Алексей Ильин, заместитель генерального директора НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей», отраслевого института судостроения.
— Какие тенденции набирают силу на мировом рынке судосталей?
— Еще в середине 1970-х — начале 1980-х годов ЦНИИ КМ «Прометей» начал работы по созданию хладостойких сталей для морских конструкций, предназначенных для разведки и добычи углеводородов в арктических условиях. Разработанные материалы нашли применение в проектах буровых платформ типа «Шельф», «Каспий», корпусах атомных ледоколов «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». Крупнейшими современными объектами внедрения хладостойких сталей, разработанных в период 2003–2006 годов ЦНИИ КМ «Прометей» в рамках важнейшего инновационного проекта государственного значения «Металл», стали морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» для эксплуатации на нефтяном месторождении в Печорском море и самоподъемная плавучая буровая установка «Арктическая».
Перспективные виды
ФГУП «ЦНИИ КМ "Прометей» создано в 1939 году в Ленинграде на базе Центральной броневой лаборатории Ижорского завода. В годы Великой Отечественной войны институт принимал активное участие в разработке брони для линкоров и танка Т-34, а в послевоенное время — высокопрочной стали для атомных подводных лодок, корпусов атомных реакторов, ледоколов, кораблей на подводных крыльях и воздушной подушке. Институт первым в мире применил в кораблестроении титановые сплавы. Сегодня он является крупнейшим материаловедческим центром страны и решает важнейшие задачи научно-технического развития и обороноспособности государства. Приоритетные направления деятельности института — перспективные виды вооружения, военной и спецтехники, безопасность и противодействие терроризму, индустрия наносистем, рациональное природопользование, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Освоение Арктики остается в числе наиболее важных задач, решение которых послужит развитию России. Этот масштабный процесс предполагает, в частности, создание инновационных технологий добычи, транспортировки и переработки добываемых здесь полезных ископаемых. Для госпрограммы развития Арктики нужны материалы, выдерживающие –60°C. Очевидно, что спрос на хладостойкие стали c индексом Arc будет расти.
Создание новых уникальных материалов со специальными свойствами определяет темп развития технологий нефтегазовой отрасли, металлургии и др. При этом мировой рынок устанавливает довольно жесткие правила конкуренции, высокие требования к экологичности производств. Чтобы им соответствовать, современные конструкционные материалы должны обладать большей удельной прочностью, а их стоимость должна снижаться, производство становиться менее затратным и более экологичным.
— Как развивается сегмент хладостойких сталей?
— Сейчас в связи с необходимостью выпускать для производства новой морской техники материалы расширенного сортамента (толщиной до 100–150 мм) нужно гарантированно обеспечить характеристики работоспособности судостроительных хладостойких сталей разной прочности, снижая при этом затраты на их производство.
С 2012 года по настоящее время коллективом НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей» достигнуты значительные успехи в разработке и промышленном внедрении энергосберегающих технологических процессов производства толстолистового проката из хладостойких низко- и экономнолегированных марок судостроительных сталей широкого спектра прочности (с пониженным на 15–25% уровнем легирования при гарантированной работоспособности). Выполнен ряд государственных контрактов: ОКР «Ледоход», «Арктическая сталь», «Арктическая сталь-2».
Мы тесно взаимодействуем с ведущими металлургическими комбинатами: ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «Северсталь», ООО «ОМЗ-Спецсталь». Разработаны и освоены в промышленности новые стали с индексом Arc, которые могут без ограничений применяться в условиях Арктики для изготовления любых конструктивных элементов и не имеют аналогов в мире. Получены патенты на новые материалы.
Новые хладостойкие материалы уже используются для строительства крупнейших в мире атомных ледоколов проектов «Арктика», «Сибирь» и «Урал», дизель-электрического ледокола проекта Aker ARC 130 А, а также самого большого в мире многофункционального линейного дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин».
Еще одним крупнейшим объектом внедрения новых Arc-сталей стал сверхмощный атомный ледокол «Лидер». За последние десять лет произведено более 500 тыс. тонн судостроительных сталей, в том числе около 14 тыс. тонн Arc-сталей.
— Какие новые марки сталей могут завоевать рынок судостроения в ближайшее время?
— На мой взгляд, актуальным направлением является снижение металлоемкости сварных конструкций, что может быть достигнуто за счет уменьшения толщины листового проката при повышении уровня прочности стали. В последние годы в «Прометее» разработан ряд высокопрочных свариваемых сталей с гарантированным пределом текучести вплоть до 960 МПа.
Новым этапом развития производства сталей стала их унификация по химическому составу и категориям прочности, позволяющая варьировать необходимый комплекс эксплуатационных характеристик только за счет технологических воздействий (а не за счет легирования дорогостоящими металлами).
Непрерывное совершенствование технологических процессов производства судостроительных сталей на основе фундаментальных и прикладных исследований способствует повышению надежности и безопасности эксплуатации сложной морской и инженерной техники.
В «Прометее» накоплен большой позитивный опыт такой работы в тесном сотрудничестве с предприятиями металлургии и судостроения, где новые технологические решения внедряются без ущерба для текущей производственной деятельности.