Казахская нефть уплывает в Азербайджан
Астана увеличивает возможности поставок в обход РФ
Казахстан начал наращивать танкерный флот для поставок своей нефти на экспорт в обход России через Азербайджан. Но из-за невозможности использования на Каспии больших судов и ограничений по приему высокосернистой нефти в нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан отгрузки туда не превысят 1,5 млн тонн в 2023 году и вряд ли будут больше 3 млн тонн в перспективе. Эксперты оценивают общие возможности диверсификации поставок нефти из Казахстана в 20–25 млн тонн в год.
«Казмортрансфлот» планирует в 2023 году закупить два нефтеналивных танкера для работы на Каспии дедвейтом по 8 тыс. тонн. Как сообщила казахстанская компания, поставщиком выступит Abu Dhabi Ports Company (ОАЭ).
Таким образом, каспийский флот «Казмортрансфлота» увеличится до пяти судов.
Сейчас ему принадлежат танкеры «Актау», «Астана» и «Алматы» дедвейтом по 12,4 тыс. тонн каждый. Перевозки по Каспийскому морю приходится осуществлять такими небольшими судами из-за малых глубин.
Новые танкеры необходимы Казахстану для диверсификации экспортных поставок, 80% которых сейчас идет через Россию. Транспортировка идет по двум трубопроводным маршрутам — по трубе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до порта Новороссийск (объем прокачки в 2022 году — 52,2 млн тонн) и через трубу Атырау—Самара и далее по российской территории в порт Усть-Луга (прокачка в 2022 году — 8,4 млн тонн). Но в прошлом году поставки через КТК несколько раз останавливались из-за ремонтов в Новороссийске, и Казахстан, с учетом текущей политической обстановки, стал активно искать альтернативные маршруты. Ключевым из них стал нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД), но везти нефть до него Казахстан вынужден танкерами по Каспию. В текущем году в рамках соглашения «Казмунайгаза» и азербайджанской SOCAR по этому направлению планируется направить 1,5 млн тонн нефти с месторождения Тенгиз. В марте отгрузки составили 20 тыс. тонн, в апреле они должны вырасти до 125 тыс. тонн.
По словам источников “Ъ”, в правительстве Казахстана обсуждается вариант существенного наращивания поставок через БТД — до 20 млн тонн в год.
Однако этому мешают долгосрочные контракты с КТК, в рамках которых действует правило «качай или плати», а также непривлекательная экономика транспортировки. Даже сейчас поставки через БТД дороже, чем через Новороссийск (до $100 за тонну против $38,4), а их наращивание требует инвестиций в расширение порта Актау, углубления дна на Каспии для более крупных танкеров и увеличения мощности самого БТД. Источники “Ъ” считают, что речь идет о «нескольких десятках миллиардов долларов». Часть собеседников “Ъ” уверяют, что даже западные участники КТК не намерены терять выгодных условий экспорта. Основные акционеры — «Транснефть» — 24%, «КТК Компани» — 7%, «Казмунайгаз» — 19%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V.— 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, а также BG Overseas Holdings Limited и Eni International N.A. N.V. S.ar.l.— по 2%.
Сам КТК, как заявлял заместитель гендиректора КТК-К (казахстанская структура консорциума) Кайргельды Кабылдин, не видит рисков для себя от появления альтернативных маршрутов экспорта казахстанской нефти. По его словам, через БТД сейчас может поставляться до 3 млн тонн нефти из Казахстана с учетом ограничения в прокачке тенгизской нефти в связи с большим содержанием серы. По мнению господина Кабылдина, по всем альтернативным маршрутам, а также по направлениям на Махачкалу, Самару и через Баку на Батуми будет поставляться нефть, которая ранее не поставлялась через КТК. Собственную прокачку консорциум на 2023 год прогнозирует на уровне 66 млн тонн.
Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана, 10 апреля:
«Сегодня нашей приоритетной задачей является дальнейшая диверсификация поставок энергоресурсов на мировые рынки».
По расчетам Argus, общая мощность всех альтернативных направлений в обход России, в том числе на Китай, составляет 20–25 млн тонн в год. Там отмечают как дефицит трубопроводных и перевалочных мощностей в регионе, так и нехватку подвижного состава, а также высокие транспортные расходы. При этом с учетом прогнозируемого в перспективе роста добычи на Тенгизе на 12 млн тонн в год Астана продолжит активное снижение зависимости от транзита через РФ и будет наращивать поставки через БТД. Также в Argus ожидают повышения спроса со стороны Казахстана на железнодорожные цистерны с учетом дефицита собственного парка.