Пришло время Сибири
Красноярский край, республики Хакасия и Тыва — самые близкие друг к другу территории и исторически связанные. Не только тесными экономическими связями, транспортными коридорами и кроссрегиональными проектами, но и человеческими ресурсами, древней культурой и обширными природными богатствами. Их общий потенциал призван активировать и комплексный инвестиционный проект (КИП) «Енисейская Сибирь», куда более трех лет назад вошли эти субъекты Федерации. Макрорегионы благодаря стратегическому партнерству получат значительное ускорение для развития и в результате реализации пула социально-экономических проектов — значительный мультипликативный эффект, измеряемый сегодня в триллионах рублей. Лидеры трех сибирских регионов рассказали, что же станет локомотивом их экономик в ближайшем будущем.
— Красноярский край продолжает динамичное развитие. Во многом это результат грамотной инвестиционной политики и создания благоприятных условий для ведения бизнеса.
Общий инвестпортфель края сейчас насчитывает свыше 120 инициатив с объемом вложений около 2,5 трлн руб. Речь идет о перспективе на 10–15 лет. И все это без учета мегапроекта «Восток Ойл», который оценивается примерно в 11 трлн руб. и сделает наш регион одним из лидеров нефтедобычи.
Основной точкой притяжения бизнеса является комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», который поддержан президентом и Правительством России. Изначально он включал 32 инициативы. В декабре прошлого года пополнился еще восемью.
В рамках КИП уже создано свыше 10 тысяч рабочих мест, вложено порядка 200 млрд инвестиций. Реализация планов продолжается.
Осваивается Сырадасайское месторождение угля на Таймыре. Возводится новая, пятая по счету, золотоизвлекательная фабрика компании «Полюс». Расширяется пул резидентов Красноярской технологической долины, которая «заточена» на глубокую переработку алюминия.
Не за горами реализация инициатив в области лесохимии. Одним из проектов предусмотрено строительство двух линий завода мощностью 400 тыс. тонн производства сульфатной целлюлозы с запуском в 2026 году и 400 тыс. тонн производства растворимой целлюлозы с запуском в 2029 году. Это позволит значительно увеличить долю отечественной продукции на мировом рынке.
Часть проектов КИП касается инфраструктуры. В этом году закончится строительство самого северного моста через Енисей в районе поселка Высокогорского, который позволит получить доступ к интенсивному освоению природных богатств правобережья.
На протяжении нескольких лет мы методично реализуем проект по созданию транспортно-логистического хаба на базе международного аэропорта Красноярск.
На севере края идет большая инфраструктурная стройка, которая обеспечит загрузку Северного морского пути, — это и морской терминал «Бухта Север», и сеть причалов на Енисее.
Новую конфигурацию обрел проект строительства железной дороги Кызыл (Тува) — Курагино (Красноярский край): обсуждается ее выход к международной границе с Монголией. Речь идет о создании нового международного транспортного коридора Россия — Монголия — Китай. Он позволит снизить транспортную нагрузку на Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб на 20 %, нарастив при этом внешнеторговый оборот с Китаем и Монголией.
С разворотом страны на Восток возрастает роль нашего региона как транзитного и логистического центра. Перед Красноярским краем открывается большое окно возможностей.
— Еще в 2019 году по моему поручению правительство Хакасии разработало Стратегию развития региона до 2030 года. В ее основе — пять стратегических приоритетов: человек, развитие его потенциала; экологическое благополучие; новая экономика, уменьшение зависимости от добычи сырья; развитие отраслей, не наносящих вред природе; сохранение культурно-исторического наследия.
В рамках развития новой экономики регион делает ставку на такие отрасли, как строительство, туризм, сельское хозяйство, обрабатывающая и легкая промышленность. Сегодня, в условиях санкционного давления, когда на первый план выходят вопросы импортозамещения, чрезвычайно важно создать условия для развития этих направлений, для расширения рынков сбыта продукции местных производителей.
В 2022 году индекс обрабатывающих производств в нашей республике составил 109,3 %. По этому показателю Хакасия 2-я в Сибири и 13-я в России.
Благодаря региональным субсидиям и грантовой поддержке предприятий обрабатывающего сектора в республике растет производство контейнеров (на базе АО «РМ Рейл Абаканвагонмаш»), бентонитовой продукции (ООО «Бентонит Хакасии»), строительных материалов (ЗАО АСМУ «Стальконстуркция», ООО «ЖБИ-19»). За последние годы в регионе появились новые кирпичные заводы (ООО «Колизей», ООО «Титан»), новую жизнь получил завод «Хакасский элемент». Развивается пищевое производство (ООО «МКК «Абаканский»», ООО «Рассвет Абакана»).
В регионе второй год подряд растет количество субъектов малого и среднего предпринимательства (до этого на протяжении восьми лет было снижение), в связи с этим наращивается производство товаров и услуг. Число занятых в этой сфере экономики увеличилось с 2021 года на 9,4 тыс. человек.
Согласно рейтингу Фонда развития гражданского общества, в 2022 году наша республика заняла 21-е место в топ-35 регионов России по социально-экономической устойчивости.
С 2017 года затраты из бюджета региона на развитие туризма увеличились в пять раз. Растет грантовая и информационная поддержка отрасли. В 2022 году Хакасия стала частью национального туристического маршрута «Сибирские каникулы».
— По многим макроэкономическим показателям прошлого года в Тыве отмечается положительная динамика. А по некоторым позициям темпы роста даже превышают среднероссийские. Объем промышленного производства увеличился на 37 %. В основном это произошло за счет добычи полезных ископаемых. И в обрабатывающем производстве есть рост, в том числе по выпуску продукции для Минобороны. Увеличился розничный товарооборот, объем платных услуг.
Сейчас активно идет реконструкция воздушного пункта пропуска в аэропорту Кызыла и автомобильного пункта пропуска Хандагайты — Боршоо. Разработано технико-экономическое обоснование особой экономической зоны «Хандагайты». В него войдут таможенный терминал, транспортно-логистический комплекс, оптово-распределительный центр и другие объекты. Особая экономическая зона станет частью проекта трансграничного экономического коридора Россия — Монголия — Китай. Предлагаемый нами проект получает сегодня основание на самом высоком уровне. Особенно в свете недавней встречи лидеров России и Китая.
В этом году мы будем активно реализовывать Комплексный план энергоснабжения. Высоковольтные линии электропередачи пойдут от опорной подстанции «Шушенская» до Турана с ответвлениями в сторону трех инвестиционных площадок. Становится реальностью электрификация Тоджи. Новая линия дойдет до Кызыла, что даст возможность активно строить гражданские и промышленные объекты.
Финализируются работы на крупных объектах Индивидуальной программы социально-экономического развития. Это ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса санатория «Чедер», запуск модернизированного производства кирпича, лесоперерабатывающего комплекса. Продолжим строительство туристического комплекса «Тайга».
Важным направлением остается реализация проектов, связанных с освоением природных ресурсов — Ак-Сугского месторождения меди, Кара-Бельдирского золоторудного месторождения и других. Нам надо найти баланс между экономическими выгодами, ростом занятости и экологическими требованиями. Важно добиваться, чтобы недропользователи не только осваивали ресурсы, но и создавали сопутствующую инфраструктуру.