«Школа дает фундамент, на котором формируется все дальнейшее образование»

В марте 2023 года на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) президент России Владимир Путин отметил, что отечественные промпредприятия должны активнее принимать участие в реализации программ по профессиональной ориентации молодежи, в том числе – на различных этапах школьного обучения. О том, что необходимо изменить в школьной программе и системе профессионального образования, рассказывает вице-президент РСПП, председатель совета директоров АО «Русполимет» Виктор Клочай.

— Виктор Владимирович, как вы оцениваете роль школьного образования в подготовке будущих кадров для промышленных предприятий?

— В середине прошлого века президент США Джон Кеннеди заявил, что СССР «выиграл космическую гонку за школьной партой». Именно школа дает тот фундамент, на котором формируется все дальнейшее образование. Сейчас необходимость дальнейшего реформирования школьного и среднеспециального образования активно обсуждаются на разных уровнях. В частности, звучат предложения по отказу от ЕГЭ. Я считаю, что говорить об отмене единого государственного экзамена не стоит, его необходимо трансформировать.

Сейчас школьник может получить определенный объем новых знаний и зафиксировать их в виде баллов. В дальнейшем эти баллы дают ему возможность на конкурентной основе поступить в вуз. Этот подход необходимо сохранить. Главное в том, чтобы эти баллы соответствовали реальному уровню знаний. Ведь часто за высокими баллами скрывается нулевой уровень знаний, и от этого противоречия необходимо избавиться. Сегодняшняя система ЕГЭ выстроена таким образом, что ребенку с первого класса необходимы различного рода репетиторы, которые сразу задают вопрос о том, что ребенку нужно, – получить реальные знания или сдать ЕГЭ.

Я тоже учился, как выпускник сдавал в школе семь экзаменов – математику, физику, химию, русский и иностранный языки, литературу, историю. Этот набор предметов считался базовым, принципиально важным для выпускника, вступающего во взрослую жизнь. Важно обеспечить ребенку классическое обучение по основным предметам, чтобы он сразу мог сориентироваться на полноценное изучение школьной программы.

— Вы считаете, что необходимо вернуть в современную систему образования что-то из советских времен?

— Я думаю, нам необходимо оценить, что было лучшими практиками в программах обучения более ранних исторических периодов, включая советские годы. Эти практики надо осмысленно вернуть в систему образования. Одновременно нужно еще раз проанализировать все, что связано с ЕГЭ, и отсечь то, что не соответствует требованиям времени. Понятно, что после школы ребенок может выбрать, куда идти – в колледж или вуз.

Еще одна очень серьезная проблема – падение статуса учителя. Прискорбно слышать, когда об образовании сейчас говорят как о сфере обслуживания и пытаются применять к нему требования, связанные с этой сферой. Сегодня родители по отношению к учителю зачастую ведут себя потребительски. Это отношение необходимо менять. Я помню, с каким уважением относились односельчане к моей бабушке, которая работала учительницей. У нее было соответствующее положение, но и была огромная ответственность за то, чтобы воспитать учеников достойными людьми.

Мы отдаем детей на целый день в школу, где их учат не только предметам. Учитель учит ребенка многому, но и сам должен быть подготовлен как с морально-нравственной стороны, так и с профессиональной. Самое главное – он должен находиться в нормальном душевном равновесии. Чтобы у него, с учетом домашних забот, хватало сил и желания на правильную работу с учениками. Поэтому зарплата и социальные гарантии у педагогов должны быть соответствующими. Необходимо, чтобы профессия учителя была престижной, чтобы в школу шли работать по призванию.

— Сегодня много говорится о том, что Россия должна добиться технологической независимости. Для этого нужны кадры, по которым уже сейчас наблюдается серьезный дефицит. Какие шаги должны предпринять промышленные предприятия, чтобы решить эту проблему?

— С очень правильной инициативой по средним профессиональным учебным заведениям выступил премьер-министр Михаил Мишустин. Теперь предприятиям разрешено использовать инвестиционные налоговые вычеты для улучшения материально-технической базы техникумов и колледжей.

Нижегородская область одна из первых в России разработала и приняла соответствующий региональный закон. Теперь мы на заводе в Кулебаках сможем использовать этот механизм для поддержки и развития металлургического колледжа. Еще один важный вопрос – демография. Даже если мы построим новые предприятия, необходимо понимать, кто на них будет работать через 5–15 лет, где сейчас эти дети. Президент не зря говорит о поддержке молодых семей, это очень серьезный посыл, на который необходимо отреагировать. Мы как работодатели должны принимать в этом участие.

— Иногда приходится слышать от предпринимателя, что он платит налоги и больше к нему не должно быть каких-то требований. Насколько это оправданная точка зрения?

— Мы тоже платим налоги. По итогам 2022 года налоговые отчисления «Русполимета» выросли на 1,2 млрд руб. по сравнению с годом ранее. Но если у человека есть потенциальная возможность, необходимо максимально использовать ее для поддержки многодетных семей. На мой взгляд, ответственный бизнес также должен поддерживать молодые семьи и рождаемость. Работают отец и мать на заводе – должна быть дополнительная выплата при рождении второго, третьего и последующих детей. Государство со своей стороны участвует в этой поддержке, но и предприятия тоже должны помогать своим работникам.

АО «Русполимет»

Реклама

Вся лента