Туристы налетали в плюс
Крупнейшие сибирские аэропорты в 2022 году увеличили обороты на фоне растущего пассажиропотока
Семь из десяти крупнейших сибирских аэропортов в 2022 году улучшили свои финансовые показатели относительно предыдущего года. Выручка операторов авиаузлов Омска и Барнаула выросла в 4,5 раза. Отрицательный финансовый результат показал только кемеровский аэропорт — несмотря на рост выручки на 53%, он увеличил чистый убыток более чем в два раза. Красноярский Емельяново по итогам 2022 года остался в «плюсе», но снизил чистую прибыль почти вдвое — до 565 млн руб. Эксперты авиарынка видят перспективы дальнейшего роста оборотов сибирских аэропортов на фоне закрытия ряда южных направлений России.
Компании-операторы крупнейших сибирских аэропортов в 2022 году увеличили выручку на фоне растущего пассажиропотока. Прирост получился разный: от +1,3% у красноярского ООО «Аэропорт Емельяново» (4,05 млрд руб. в 2022 году) до +98,3% у барнаульского АО «Авиапредприятие „Алтай“» (2,53 млрд руб.).
Международный аэропорт Кемерова имени А. А. Леонова (входит в холдинг «Новапорт»), несмотря на рост выручки на 53,5% (до 775 млн руб.), второй год подряд получает отрицательный финансовый результат. Чистый убыток оператора в 2022 году удвоился, составив 109,4 млн руб. «В связи с очень высокой долговой нагрузкой»,— пояснил ухудшение показателя специалист по связям с общественностью аэропорта. По итогам 2022 года кемеровский аэропорт, обслуживший около 500 тыс. человек (–12,6% к 2021 году), стал единственным из топ-пять по пассажиропотоку в Сибири, у которого в 2022 году ухудшился этот показатель. В аэропорте это объясняли «политической ситуацией в стране».
Крупнейшие аэропорты Сибири в 2022 году поставили рекорды по пассажиропотоку. Лидеры — Новосибирск, Красноярск и Иркутск — по сравнению с прошлым годом увеличили этот показатель соответственно на 12% (до 7,59 млн человек), 13% (3,09 млн) и 25% (2,63 млн). В пятерку крупнейших по числу обслуженных пассажиров в Сибири также вошли аэропорты Омска и Барнаула — 1,58 млн (+5,3%) и 0,63 млн (+20,5%) человек соответственно.
Большинство же аэропортов Сибири в 2022 году увеличили пассажиропоток по сравнению с 2021 годом и даже поставили абсолютные рекорды по этому показателю. В результате операторы многих авиаузлов значительно нарастили чистую прибыль. В лидерах роста — ОАО «Омский аэропорт» и АО «Авиапредприятие „Алтай“», они увеличили финансовые результаты сразу в 4,5 раза. Чистая прибыль оператора омского авиаузла составила в 2022 году 86 млн руб., барнаульского — 192,2 млн руб. Рост финансовых показателей по итогам 2022 года в ОАО «Омский аэропорт» связали с увеличением выручки на 10% к 2021 году. Там пояснили, что общему росту производственных показателей способствовало возобновление полетов по международным курортным направлениям, расширение внутрирегиональной маршрутной сети (открытие новых и увеличение частоты полетов по действующим), а также увеличение количества рейсов в страны ближнего зарубежья.
Среди лидеров по росту прибыли в 2022 году еще два сибирских аэропорта — ООО «Аэропорт Томск» (+76,4%, до 222,6 млн руб.) и новокузнецкое ООО «Аэрокузбасс» (+50,2%, до 149,4 млн руб.). В компании «Сибирские аэропорты» (входит в En+ Group), под управлением которой с 2022 года находится «Аэрокузбасс», объяснили рост финансовых показателей рекордным пассажиропотоком, который достиг 416 тыс. человек (+4,6% к показателям 2021 года), возобновлением работы принадлежащей ему посадочной площадки Таштагол — она впервые за 30 лет начала принимать самолеты малой авиации. «На ближайшие пять лет цель амбициозная — стать аэропортом-миллионником»,— добавили в «Сибирских аэропортах».
Среди снизивших чистую прибыль в 2022 году оказались два сибирских аэропорта — красноярский Емельяново (–47,3%, до 565,4 млн руб.) и новосибирский Толмачево (–0,8%, до 3,02 млрд руб.). По словам финансового директора АО «Аэропорт Толмачево» (входит в «Новапорт») Константина Фуряева, основными причинами снижения чистой прибыли в 2022 году стали увеличение расходов на персонал в связи с индексацией зарплат и ростом фонда оплаты труда по сдельной системе, а также рост процентных расходов по обслуживанию кредитного портфеля, сформированного под обеспечение строительства нового терминала.
Рост оборотов сибирских аэропортов в 2022 году эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Федор Борисов объясняет переориентацией потоков как с международных, так и с внутренних линий: «Внутренний туризм перераспределяется в пользу Сибири. Закрыт для полетов Юг России, что существенно снижает объем поездок туда, и люди ищут для себя новые точки проведения отдыха». На росте турпотока, по словам эксперта, заметно увеличили выручку аэропорты Барнаула и Кемерова. Незначительное увеличение оборота красноярского аэропорта в 2022 году, по мнению господина Борисова, может объясняться эффектом высокой базы — он существенно рос в предыдущие годы. «В очень большой степени перспектива развития красноярского аэропорта будет зависеть от его трансферной роли»,— считает эксперт.
Для других сибирских аэропортов, считает господин Борисов, точки роста в этом году остаются прежними: в первую очередь, это туризм. «Популярными направлениями останутся Иркутск и Улан-Удэ — то, что связано с интересом к Байкалу. При этом в Иркутске очень сильно сдерживает развитие состояние самого аэропорта: и инфраструктурные возможности низкие, и управленческий ресурс требует усиления. Что касается остальных аэропортов, то направления вблизи Горного Алтая и Шерегеша в этом году продолжат развиваться»,— считает эксперт. Другими «точками роста», по его мнению, при наличии инвестиций могли бы стать практически не эксплуатируемые сейчас посадочные площадки Кош-Агач (Республика Алтай) и Белокуриха (Алтайский край).