Отельеры показали номер
Гостиничный рынок адаптировался к кризису
Гостиничный бизнес, переживший серьезный удар во время пандемии, начал постепенно восстанавливаться. По итогам первого квартала текущего года общие доходы этого сегмента рынка по всей стране увеличились на треть год к году, почти до 137 млрд руб. Этому способствует тот факт, что россияне, у которых сейчас сократились возможности для отдыха на европейских курортах, все чаще отдыхают внутри страны. Однако нынешний всплеск на рынке может закончиться так же быстро, как и начался. Поддержать загрузку отелей только за счет россиян, без притока иностранных туристов будет сложно, предупреждают эксперты.
Первый квартал 2023 года для московских отелей оказался одним из лучших с момента начала пандемии, когда этот сегмент рынка значительно пострадал из-за блокировки туриндустрии. По данным Commonwealth Partnership, средняя доходность за номер на столичном гостиничном рынке в январе—марте увеличилась на 25,2% год к году, до 5,14 тыс. руб. за ночь. Лучшие результаты показали отели высокого ценового сегмента, доходность которых в первом квартале выросла на 48,4% год к году, на 37,5% этот показатель оказался выше и у гостиниц, где стоимость проживания чуть выше среднего. В то же время люксовый сегмент показал меньшую динамику — 14,8%.
В Санкт-Петербурге — еще одном крупном гостиничном рынке страны — доходность за номер, по подсчетам Nikoliers, по итогам первого квартала увеличилась на 34,8% год к году. Наибольший прирост этого показателя продемонстрировали отели уровня «пять звезд» — на 46,8%, до 5,2 тыс. руб. за ночь, в сегменте «четыре звезды» рост был на уровне 30,7%, до 1,9 тыс. руб., в трехзвездных гостиницах — на 27,2%, до 1,4 тыс. руб. за ночь.
На увеличение доходности номера ожидаемо повлиял рост стоимости проживания. Так, в Москве, по словам замдиректора департамента стратегического консалтинга Nikoliers Евгении Тучковой, средняя стоимость проживания в январе—марте 2023-го подорожала на 20,5% год к году, до 6,6 тыс. руб. за ночь. При этом самая значительная динамика — на 23,1%, до 3,6 тыс. руб. за ночь,— оказалась в сегменте «три звезды». А в пятизвездных отелях рост составил всего 2,2% по сравнению с первым кварталом 2022 года, до 11,4 тыс. руб. за ночь.
В Санкт-Петербурге, по словам госпожи Тучковой, стоимость проживания по итогам января—марта текущего года выросла за год в среднем на 17,2%, до 4,1 тыс. руб. за ночь. В отличие от Москвы, в этом городе наибольший рост средней стоимости показали отели уровня «пять звезд» — на 15,7%, до 9,9 тыс. руб. за ночь, проживание в гостиницах с четырьмя звездами подорожало на 14,1%, до 4,1 тыс. руб.
В Краснодарском крае, который в силу своей курортной направленности обладает серьезной емкостью гостиничного рынка, оборот отелей за тот же период достиг 24,8 млрд руб. Это на 24% больше, чем в первом квартале 2022-го, и на 127% больше, чем за тот же период 2019-го. То есть можно говорить, что краснодарские отельеры смогли вырваться из той турбулентности, в которой сегмент оказался в разгар пандемии, и даже увеличить показатели, которые были до COVID-19. Это утверждение справедливо также для Москвы и Санкт-Петербурга, которые наряду с Краснодарским краем стали тремя крупными рынками, показавшими в целом по всей стране заметную динамику роста как стоимости проживания в отелях, так и уровня доходности на номер.
Впрочем, если смотреть на данные гостиниц, гостевых домов, баз отдыха и других средств коллективного размещения по всей стране, то и в этом случае, судя по официальной статистике, наблюдается рост. Так, по данным Росстата, доходы таких объектов по всей России в первом квартале 2023-го достигли 136,92 млрд руб., увеличившись на 32% год к году. Такая динамика стала возможной с увеличением загрузки объектов на 18,5% год к году, следует из подсчетов ведомства. Этот показатель также оказался выше на 17,7% по сравнению с первым кварталом 2019 года, что происходит впервые с начала пандемии.
Партнер Commonwealth Partnership Марина Усенко называет одним из факторов роста гостиничного рынка эффект от нулевой ставки по НДС, которая была введена для отельного бизнеса в прошлом году. Решение об отмене НДС для отелей оказывает значительное влияние на показатели гостиничного рынка России, соглашается руководитель отельного направления сервиса OneTwoTrip Денис Дроздовский. По его мнению, это повышает рентабельность средних и крупных отелей.
Однако на рост гостиничного рынка в большей степени повлияли возникшие у россиян после 24 февраля 2022 года ограничения на перелеты за границу, особенно в страны Евросоюза. Например, если раньше российские компании охотно принимали участие в конференциях и выставках в европейских странах, то теперь все деловые мероприятия для локального бизнеса проходят внутри страны. Это в том числе повлияло на загрузку московских и петербургских гостиниц.
Усложнившаяся логистика и, как следствие, подорожавшие авиабилеты заметно сократили поток российских туристов в европейские страны, куда соотечественники до пандемии и до нынешнего геополитического кризиса направлялись на летний отдых или совершали краткосрочные поездки выходного дня. Теперь россияне большей частью отдыхают внутри страны, приезжая на море в Краснодарский край, а в музеи и на экскурсии — в Москву и Санкт-Петербург.
Хотя опрошенные консультанты рассчитывают, что рост гостиничного рынка в России будет наблюдаться до конца нынешнего года, предпосылок для более долгосрочной положительной динамики они не видят. По словам Евгении Тучковой, сейчас фактически ограничен въездной турпоток в Россию. Сегодня многие отельеры делают ставку на массовый приток туристов из Китая. Однако обещаемая с прошлого года облегченная система безвизового туристического обмена между странами пока так и не стартовала. Кроме того, добавляет Марина Усенко, у иностранных туристов могут возникнуть проблемы с банковскими картами, так как выпущенные за границей перестали работать после отключения России от системы SWIFT.
Кроме того, уход с российского рынка международных отельных брендов тоже может так или иначе повлиять на дальнейшее развитие ситуации на гостиничном рынке, не исключает госпожа Тучкова. Впрочем, по ее прогнозам, уже в этом году ситуация в этом плане более или менее стабилизируется. Исход зарубежных управляющих компаний усугубил кадровую проблему в отрасли, добавляет Марина Усенко. «Это особенно актуально при операционном характере и сложности гостиничного бизнеса»,— добавляет она.
Есть еще одна, пока неявная проблема для дальнейшего развития гостиничного бизнеса — это, по мнению госпожи Усенко, неразвитость транспортной инфраструктуры в стране. «Такая ситуация сдерживает развитие новый туристических направлений внутри России»,— поясняет эксперт.
В то же время рассчитывать на дальнейший заметный рост внутреннего турпотока отельерам не стоит. По словам гендиректора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, рынок внутреннего туризма демонстрирует рост всего в пределах 4–6% в год.