Замена путей
Вокзал не может существовать отдельно, только в связи с железной дорогой. Поэтому бывает, что с течением времени вокзал теряет свою основную функцию — перестает быть нужен на том месте, где был построен,— и его приходится перепрофилировать. В принципе такое может случиться с любым зданием, но врожденная величественность вокзалов определяет их дальнейшую судьбу. А иногда новое предназначение приобретают даже помещения действующих вокзалов
Вокзал Жулиу Престес, Сан-Паулу → Концертный зал для симфонического оркестра
Вокзал бразильского города начали строить в 1925 году. Железнодорожная ветка была прибыльной — по ней перевозили кофе с плантаций, и на вокзал денег не жалели. Роскошное неоклассическое здание с высокими сводами, внутренним садом и колоннами строили 13 лет, а когда работы были окончены, стало понятно, что ветка приходит в упадок: мировая рецессия изменила логистику сбыта кофе, а автомобильный транспорт начал вытеснять железнодорожный. В начале 1950-х вокзал был окончательно закрыт и пустовал до тех пор, пока в конце 1990-х не началась его реконструкция в штаб-квартиру симфонического оркестра Сан-Паулу. Фасад здания восстанавливали по старым фотографиям, а в Большом зале вокзала, в котором раньше располагался сад, устроили концертный зал на 1,5 тыс. человек. Чтобы добиться качественной акустики, потолок сделали из подвесных плит, которые опускаются для камерного концерта и поднимаются для симфонических выступлений. В остальных помещениях вокзала располагаются кабинеты для музыкальной школы при оркестре.
Гамбургский вокзал, Берлин → Музей современного искусства
Этот берлинский вокзал был построен в 1847 году и стал одним из первых полноценных вокзалов в стране с залом ожидания, багажным отделением и другими пассажирскими службами. Но по прямому назначению его использовали всего 37 лет — в 1884 году Берлинско-Гамбургскую ветку железной дороги перенесли, и здание вокзала стало пустовать. В 1906 году в нем разместили Королевский музей строительства и транспорта. Во время Второй мировой войны вокзал пострадал от бомбардировок, и после войны его не восстанавливали до 1987 года, когда его здание решили передать Национальной галерее для создания Музея современного искусства. Он открылся в 1996 году и стал домом для коллекции современного искусства художников разных стран и направлений — Лихтенштейна, Уорхола, Лонга — и местом хранения архива Йозефа Бойса. Сейчас это один из самых больших (10 тыс. кв. м) и самых посещаемых (более 300 тыс. человек в год) таких музеев.
Вокзал Иерусалим-Хан, Иерусалим → Культурно-развлекательный центр
Вокзал иерусалимской станции, куда приходили поезда из Яффы, был открыт при Османской империи в 1892 году. Архитектура вокзала — прямоугольное двухэтажное здание с арочными дверьми — была типовой для Палестины, точно такие же вокзалы были построены в это время по всей стране. Но вместе с тем, как в XX веке менялась власть в регионе, менялся и вокзал, обретая разные архитектурные и декоративные элементы. В 1998 году вокзал закрыли из-за невостребованности линии. В пустующем здании проводили мероприятия Иерусалимского кинофестиваля и джазового фестиваля, но здание постепенно ветшало и разрушалось. В 2013 году его превратили в культурно-развлекательный центр. В отремонтированных помещениях вокзала открыли кафе, ремесленные лавки, коворкинги, залы для культурных мероприятий, детский центр и выставочный зал.
Вокзал Иваново → Арт-резиденция
Современное здание вокзала в Иваново было построено в 1933 году, оно возникло на месте дореволюционной маленькой станции в псевдорусском стиле: на фоне индустриализации 1930-х годов город стал быстро развиваться, и старое здание не справлялось с потоком пассажиров. Архитектором нового вокзала стал авангардист Владимир Каверинский. По его конструктивистскому проекту был построен один из самых больших на территории СССР вокзалов — трехэтажный, светлый и просторный, он мог вместить одновременно более 2,5 тыс. человек. Но со временем первоначальный облик вокзала менялся — в его оформлении появились элементы сталинского ампира и хрущевской типовой архитектуры. Оригинальный проект был восстановлен лишь в 2020 году. После тщательной реставрации и реконструкции один из залов ожидания вокзала — «красный» — был передан под арт-резиденцию, где современные художники могут реализовывать свои творческие проекты.
Вокзал Oрсе, Париж → Музей изобразительных искусств Орсе
Вокзал на правом берегу Сены построили к Всемирной выставке 1900 года. Он стоял на конечной станции Юго-Западной железной дороги Франции и был подчеркнуто монументальным — исполинские арочные окна, высокие своды, барельефы и лепнина. Однако в качестве вокзала Gare d’Orsay просуществовал до 1939 года — его платформы оказались слишком короткими для нового поколения поездов. В годы войны на вокзале был пункт сбора гуманитарной помощи военнопленным, после войны — пункт сбора возвращающихся военнопленных, потом разные помещения вокзала использовали для массовых мероприятий. А в 1977 году французское правительство решило разместить в здании бывшего вокзала художественную коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов. Музей открылся в 1986 году и является одним из самых посещаемых в Европе — в 2019 году он принял 3,6 млн посетителей.