Привокзальные площадки
Современное искусство в разных его формах любит вокзал не меньше, чем искусство традиционное, но вступает с ним в принципиально иные отношения. Оно не ищет в вокзале вдохновения для новых сюжетов, не расчищает его под выставочное пространство, не делает моделью для декорации: ему нужен настоящий живой вокзал, причем целиком — с поездами, пассажиропотоком, кассами и туалетами. Современная арт-активность поселяется внутри вокзальной жизни и становится ее частью
Инсталляция «Утраченная собственность»
Кристиан Болтански
Французский художник в рамках большого проекта «Lost: New York Projects», посвященного проблемам идентичности жителей мегаполиса, сделал на Центральном вокзале Нью-Йорка инсталляцию «Утраченная собственность». В инсталляции Болтански было собрано 5 тыс. предметов из Бюро находок вокзала — от кошельков и Библии до футбольных мячей и нижнего белья,— выложенных на складских стеллажах. К каждому предмету была прикреплена бирка с кратким описанием предмета и обстоятельств его утраты.
Перформанс «Железнодорожная опера»
Komuna / Warszawa (Польша) и Liquid Theatre (Россия)
«Железнодорожная опера» — перформанс, показанный в 2011 году в рамках «Золотой маски»,— состоял из разных действий актеров, которые могут показаться абсурдными, но страшно похожи на обычные действия обитателей вокзала. Участники спектакля читали названия городов, называли произвольные числа, исполняли оперные арии и комические танцевальные номера с чемоданами под сложный аккомпанемент из классической музыки и обычных вокзальных звуков — объявлений о прибытии поездов, гула голосов, гудков. Спектакль пользовался большим успехом у зрителей.
Спектакль «Разговоры беженцев»
Константин Учитель и Владимир Кузнецов
Спектакль-променад был поставлен для фестиваля «Точка доступа» и исполнен на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга. Зрители получали наушники, в которых они бродили по вокзалу — организованными группами или самостоятельно,— так они оказывались как бы случайными свидетелями/слушателями разговора двух беженцев из нацистской Германии, для которых этот вокзал оказался сравнительно безопасным перевалочным пунктом. Это был разговор обо всем, что пришлось пережить этим людям,— преследования, мобилизация, безработица, война. Для зрителей в наушниках, не знавших актеров в лицо, любые разговаривающие в вокзальной суете два человека выглядели этими беженцами. В 2017 году спектакль был номинирован на «Золотую маску» как лучший спектакль-эксперимент и сыгран на Ленинградском вокзале Москвы.
Выставка «Я хотел бы быть там»
В июле 2021 года во время пандемийного локдауна на самом загруженном вокзале Лондона Ватерлоо открылась выставка — 270 работ студентов художественных колледжей, посвященных местам, в которых они мечтали оказаться, вместо того, чтобы сидеть взаперти в своих комнатах: родные деревни, Стоунхендж, морские пляжи и набережные, родительские дома, улицы Лондона и т. д. После Лондона выставку показали на вокзалах Ливерпуля, Глазго и Лидса.
Световая инсталляция «Призрачная армия»
Это произведение было приурочено к годовщине окончания Первой мировой войны. На не действующем больше железнодорожном вокзале Кента, куда привозили британских солдат, чтобы отправить их дальше морем на фронт в Европу, 11 ноября 2022 года показали световую инсталляцию. На стены были спроецированы архивные кадры — будто ряды новобранцев вернулись и маршируют вновь.
Социальный проект «Вставай. Прибирай»
В 2022 году в курортном английском городке Маргит местные экоактивисты организовали недельную арт-резиденцию для современных художников, чтобы привлечь внимание к проблеме загрязнения моря и береговой линии бытовым мусором. На вокзале, куда прибывают поезда с отдыхающими, они установили прозрачные витрины с кучами мусора — десятки килограммов,— который собрали волонтеры всего за один день на пляжах города. А стены домов на прилегающих к вокзалу улицах художники расписали муралами, посвященными флоре и фауне моря и опасностям, которые им грозят от загрязнения моря.