Укрощение света
Тренды Euroluce 2023
Одно из долгожданных событий миланского Salone del Mobile — выставка освещения Euroluce. Обычно она проводится раз в два года, однако из-за пандемии последний перерыв между выставками растянулся на четыре. Так что смена трендов была ожидаема.
Световая индустрия не только научилась справляться с перебоем поставок оборудования, чипов и важнейших комплектующих, которые во многих случаях доставлялись из Китая, но и серьезно сместила акценты — от конструктивных до декоративных. Последние годы велось изучение потребностей, возникших у людей в период вынужденной изоляции. Представленные на выставке модели отражают новые тенденции в освещении жилых, офисных и гостиничных интерьеров. Самыми мощными факторами влияния в этой сфере стали резкий рост числа работающих на дому и увеличение спроса на биофильный дизайн.
Нынешний год показал, что в вечном споре технического и декоративного света первый вышел в лидеры. Акцент сделан на «сверхспособностях» светильника — его гибкости, возможности быть максимально мощным, многофункциональности. Вместе с тем бренды не игнорируют и декоративность, благодаря чему объекты при всей своей технологичности обладают ярким характером и воспринимаются как скульптуры.
Дизайнерские работы продемонстрировали, что свет сейчас преподносится как субстанция, возникающая ниоткуда. В моде — скрывать источник света, а также рассеивать его с помощью всевозможных средств. Применяются разнообразные уловки, направленные на то, чтобы свет оказался в нужное время в нужном месте и при этом не доминировал в интерьере, как традиционная потолочная люстра. Классику облегчают и модернизируют, пример — интерпретация люстры дизайна Джино Сарфатти 1958 года. Эту революционную для своего времени модель под названием 2097 компания Flos сделала еще более невесомой, и все кабели и лампочки выполнены теперь в матово-белом цвете.
Flos оказался в авангарде Euroluce благодаря неустанным экспериментам и сотрудничеству с ведущими дизайнерами. Еще в прошлом году он выстроил целый город в заброшенных помещениях напротив миланского штаба Fondazione Prada. Это масштабное световое шоу сопровождалось дискуссиями, паблик-токами и лекциями об истории и завоеваниях индустрии. В этом году город перенесли в пространства Euroluce: стенд площадью 800 кв. м состоял из шести «капсул» — секций экспозиции, и каждая была посвящена новому продукту. Здесь были и сложные модульные 3,5-метровые конструкции от Константина Грчича, способные складываться и маскировать источник света, и яркий авторский проект из керамики от Ронана Буруллека. Его серия Ceramique состоит из трех настольных ламп, корпус и диффузор которых целиком сделаны из керамики с кристаллическим лаковым покрытием. Биофилическую ноту внесла берлинская студия Lilo, разработавшая «зеленый» ландшафт стенда, сделав растения неотъемлемой частью экспозиции и обеспечив таким образом легкий доступ к живой природе, а значит, возможность быстрее восстановить силы и улучшить свое самочувствие.
Еще один флагман среди компаний, выпускающих дизайнерский свет, итальянский бренд Artemide выпустил гибкий силиконовый светильник La Linea дизайна архитектурного бюро BIG (Bjarke Ingels Group). Эта светящаяся змейка может обвивать любые поверхности. Трубчатая модель адаптируется не только для интерьера, но и для наружных пространств, она способна свободно изгибаться в любых направлениях благодаря скрытым внутри секции крепежным элементам, что обеспечивает множество вариаций формы и применения.
Показательный пример обращения с историческим наследием продемонстрировала венецианская компания Barovier & Toso. Пять коллекций, представленные на выставке, основаны на принципе модульности. Базовым для каждой является объект ручной работы из венецианского стекла. Модули можно комбинировать друг с другом в соответствии с геометрией и ритмом композиции. Например, в коллекции Clepsydra применили базовый модуль в форме песочных часов. Его нарастили в высоту и радиально таким образом, что он образовал колонну длиной более трех метров. Это лучшая иллюстрация тренда на превращение света в конструктивный элемент.
Из очевидно скульптурного света выделялись новинки Lladro. Лука Никетто создал для испанского бренда серию Afloat: причудливые формы родились из образа цветных воздушных шаров, которые уличные торговцы скручивают в разные фигурки.
Рукотворность абажуров — такой же важный тренд, как и технологичность источников освещения. В этом году итальянский дуэт Людовика и Роберто Паломба поработал с бумагой. «Мы решили рискнуть и выбрали для светильника Vibia бумагу — приятный на ощупь материал, хрупкий и почти неосязаемый,— рассказывают дизайнеры.— Спрятанный внутри абажура круглый светодиодный источник света закрыт силиконовым корпусом для предотвращения бликов. Эта технология позволяет добиться мягкого, равномерного свечения изнутри и обеспечивает освещение во всех направлениях».
Мебельные бренды увлечены созданием собственных световых коллекций. Cassina обратился к классику дизайна Тобиа Скарпе, и он придумал модель Eitie, состоящую из ярких светодиодных стержней, скрепленных круглыми металлическими элементами, которые могут быть разных цветов (черный, красный, белый или желтый металл). Вариаций множество: треугольник, или сплошная линия, а в настольных лампах и торшерах стержни объединены по два, и их угол наклона можно регулировать на 30 градусов для создания визуальных эффектов. Давиде Соцци в новой коллекции Promemoria соединил два фрагмента из литого стекла в светильнике Nebula: закрепленные на латунном основании, они становятся эффектным светорассеивающим элементом.
По уровню зрелищности, пожалуй, самый завораживающий аттракцион показала Preciosa Lighting. На стенде компании динамичная инсталляция Crystal Beat демонстрировала чудеса светомузыки: звуковую систему синхронизировали с трехмерной стеклянной конструкцией из выдувного стекла. Однако, несмотря на эффектную сценографию выставочных проектов, все новинки Euroluce демонстрируют, что главное сегодня не стремление поразить, а внимание к пространству дома, реальные потребности человека и его ожидания от освещения.