Город-инсталляция
Возвращение Миланского салона
С 18 по 23 апреля в Италии в выставочных павильонах Fiera Milano Rho прошла 61-я международная мебельная ярмарка Salone del Mobile.Milano, которая в кругу профессионалов, да и всех интересующихся, считается одним из главных событий индустрии. Здесь зажигаются новые звезды, определяются тенденции на год, и конечно, происходит обмен идеями и опытом — самое ценное для молодых дизайнеров из разных стран. В этом году салон вернулся в полноценном виде в привычные даты в апреле (а не в июне, как в прошлом году, когда он проходил в более свободном, «летнем» формате) и собрал больше 300 тыс. посетителей, что на 15% больше, чем в предыдущий раз. А значит, публика сохранила интерес к теме, стойко пережив два года постковидного усеченного формата мероприятия, и вновь готова к новым впечатлениям. На этот раз их было немало, часть новых коллекций уже разлетелась по свету, в том числе добралась до России.
Салон порадовал гостей богатой программой. В выставке приняли участие более 2 тыс. экспонентов. Как обычно, помимо мэтров свои работы показала и молодежь — на выставке SaloneSatellite. В программе лекций и мастер-классов секции освещения Euroluce приняли участие Шигеру Бан, Нао Тамура, Кьетил Тредал Торсен и Мариус Майкинг (Snohetta), Андреа Д’Антрасси (MAD) и другие известные дизайнеры, которые пытались ответить на интересующий всех вопрос: как инновации помогут улучшить нашу жизнь в будущем.
Выставки и мероприятия не ограничивались павильонами, мебельными шоурумами и галереями и проводились по всему городу на разных площадках — от парков и площадей до заброшенных зданий.
Самые зрелищные инсталляции Fuorisalone вошли в наш топ-лист.
Выставка Desacralized
На несколько дней миланская церковь San Vittore e 40 Martiri превратилась в выставочное пространство, занятое под выездной проект Galerie Philia. Возведенное в XI веке здание уже несколько столетий не используется по своему первоначальному предназначению и было передано местному сообществу. Двадцать дизайнеров-участников выставки Desacralized использовали элементы сакральной символики в предметах, которые присутствуют в повседневной жизни. Например, Studiopepe показала мраморный столик восьмиугольной формы: число восемь и восьмиугольник в античной философии и во всех мировых религиях играют очень важную роль, в частности, символизируют обновление и возрождение. В центре экспозиции — монументальная люстра итальянского дизайнерского дуэта Morghen Studio, которая символизирует преображающую силу света.
Выставка Silence, Dimore Centrale
Каждая из пяти инсталляций от миланского дизайнерского дуэта Эмилиано Сальчи и Бритта Морана кажется сценой, буквально пару минут назад покинутой персонажами. Это столовая в Марракеше, комната коллекционера в Гамбурге, приемная врача-психоаналитика, отпускная квартира в Неаполе и кабинет в Пенсильвании, обставленный под впечатлением от работ Марселя Бройера и Людвига Миса ван дер Роэ. Проект поражает продуманной сценографией, как всегда у Dimore Studio. Впечатление усиливает то, что посетителям предложили не зайти в комнату, а заглянуть в нее сквозь прорубленное отверстие. На полу намеренно были оставлены осколки плитки и строительный мусор. Зрелище сопровождали аромат свечей и саундтрек The Valley Билла Уаймана в качестве музыкального фона.
Шоурум cc-tapis
В экспозиции салона этой миланской марки, известной своими новаторскими коллекциями дизайнерских ковров, можно было видеть работы многих известных авторов, среди которых Патрисия Уркиола, Бетан Лаура Вуд, бюро Formafantasma и Герман Эрмич. Отдельный выставочный зал был посвящен новой коллекции Moire textiles от дизайнеров студии Objects of Common Interest. Орнаменты ковров имитировали рисунки дерева разных пород. Фактуры ковров похожи на прожилки и переплетения древесных волокон, а сам материал напоминает муаровые ткани. При изготовлении ковров использовалась техника жаккардового плетения, существующая на протяжении более двух столетий, но редко применяемая из-за ее сложности.
Галерея Nilufar
Экспозиция The Bright Side of Design развернулась в двух пространствах — Nilufar Depot и Nilufar Gallery на виа делла Спига. Владелица и куратор галереи Нина Яшар, как всегда, мастерски комбинирует винтажные предметы с работами современных дизайнеров, выстраивая между ними гармоничный «визуальный» диалог. В этот раз, в частности, она представила совместный проект с Лючией Массари. Итальянский дизайнер работает с традиционными ремесленными техниками, адаптируя их к актуальным трендам. В экспозиции Nilufar можно было увидеть ее коллекцию светильников Toppings. Выполненные из муранского стекла многослойные декоративные композиции притягивают взгляд, напоминая переливающиеся красками на свету цветные леденцы.
Инсталляция Molteni&C
Новая коллекция итальянского бренда создана под художественным руководством креативного директора компании бельгийца Винсента Ван Дуйсена. Одна из ключевых моделей, обыгранная изящной сценографией в шоуруме марки на Корсо Европа,— стол Mateo алого цвета с отделкой «глянцевый лак». «Моей задачей было создать предмет, который сможет занять место в центре сцены, а значит, стать душой, точкой притяжения в доме. Ведь функция стола — служить местом встречи всей семьи»,— говорит Ван Дуйсен. Помимо обеденной версии стола, был представлен его лаунж-вариант, который предлагается поставить в гостиной возле дивана. Для оформления декораций бренд пригласил художника Роберто Русполи, который создал для «задников» эффектные графичные иллюстрации.
Выставка Echoes в Palazzo Broggi, Cassina
К 50-летию свой коллекции iMaestri с работами признанных мастеров XX века компания Cassina подготовила выставку Echoes в Palazzo Broggi. В центре проекта, над которым работали креативный директор марки Патрисия Уркиола и куратор Федерика Сала,— история перевыпуска маркой аутентичных объектов и современный взгляд на эти выдающиеся произведения дизайна. Экспозиция в стенах бывшего банковского хранилища, погруженного в тревожный красный свет, была распределена по пяти залам в соответствии с главами альбома, который осенью выйдет в издательстве Rizzoli, также посвященного легендарной коллекции. Последние пополнения — работы Вико Маджистретти, Джо Понти, Карло Скарпы и Чарльза и Рей Имз.
Проект Natuzzi Italia
По случаю двадцатилетия рок-группы Negramaro креативный директор Natuzzi Italia Паскуале Джуниор Натуцци, основатель коллектива Джулиано Санджорджи и архитектор Фабио Новембре создали кресло Green Rabbit в честь «зеленого кролика», выдуманного образа из одной известной песни группы. Объект, выпущенный в 100 экземплярах, был представлен в уличной инсталляции на виа Дурини перед входом в шоурум бренда. «Зеленый кролик олицетворяет смелость мечтать, выражать свои чувства, страсть и эмоции»,— объясняет Натуцци. Обитое мягким букле кресло с плавными формами и длинными ушами-спинкой, которое, как и было продемонстрировано, вполне может находиться вне помещения, оснащено мультисенсорной аудиосистемой.
Платформа Alcova
Эта арт-площадка в дни Миланского салона объединяет работы молодых дизайнеров, галерей и известных брендов, а также независимых художников. Организаторы очень внимательно относятся к выбору места для мероприятия. На этот раз его провели в помещениях бывшей железнодорожной станции Ex Macello di Porta Vittoria. По сравнению с прошлогодней экспозиция расширилась, в нее вошли работы более 90 авторов со всего мира. На стендах были представлены как традиционные наборы предметов и мебели, так и арт-экспозиции, каждый проект был рассчитан на свою целевую аудиторию. А в отдельной секции, Alcova Project Space, показали работы 12 дизайнеров, которые, по мнению кураторов, наиболее точно отражают тенденции и дух времени.