Системная трансформация поддержки
Как инструменты ВЭБ.РФ отвечают на вызовы времени
Реализация планов правительства по привлечению в экономику частных инвестиций в объеме 10 трлн руб. до 2030 года серьезно повышает роль медиаторов между бизнесом и властью — ВЭБа и организаций, входящих в его периметр. С учетом объективных сложностей по доступу к технологиям и фондированию как на Западе, так и на Востоке эксперты прогнозируют дальнейшую активизацию повестки внутри страны, с акцентом на обеспечение техсуверенитета.
По замыслу правительства, около 2 трлн руб. частных инвестиций предстоит привлечь в экономику уже в этом году. Одно из приоритетных направлений — обеспечение техсуверенитета, со стимулами для запуска новых и расширения существующих производств и технологий, критически важных для страны. Стержневой инструмент — таксономия проектов, разработанная Минэкономразвития при участии ВЭБ.РФ.
Таксономия — это перечень приоритетных видов производств и услуг, создания новых мощностей, технологий и расширения производств в отраслях, где степень локализации составляет менее 50%. Среди них, например, авиапром, фармацевтика и электроника. В таксономию включены также проекты структурной адаптации экономики. Их ключевая задача — обеспечить России экспорт на новые рынки. Как отмечал, выступая в Совете федерации, председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, модернизация существующих производств и обеспечение технологического суверенитета сформулированы в стратегии госкорпорации. «По стратегическому плану мы должны обеспечить всей группой развития и коммерческими банками поддержку экономики в размере 17 трлн руб. При этом к началу 2023 года объем поддержки составил 11 трлн руб.»,— заявлял Игорь Шувалов.
Основной ориентир разработчиков таксономии — рыночные инструменты финансирования и их синхронизация с промышленной политикой государства. Проекты, соответствующие таксономии, могут получить более дешевые кредиты за счет применения банками пониженных коэффициентов риска. По оценке ВЭБ.РФ, ставка может снижаться на 0,5–1 п. п. по сравнению с рыночной. Ожидается, что к 2030 году объемы выдачи таких кредитов в общей сложности достигнут 15–20 трлн руб.
Оценку проектов ведут сами банки, реестр проектов — ВЭБ.РФ, а проверку проектов/кредитов на соответствие проводит Банк России. «Участие ВЭБа в качестве якорного инвестора подразумевает и степень доверия со стороны других участников проекта»,— говорит управляющий директор рейтингового агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» Андрей Пискунов.
Идут на риск
Для ускорения разработки и внедрения перспективных технологий пересматриваются риск-подходы на уровне самого ВЭБа — сейчас мандат госкорпорации развития не позволяет финансировать высокорисковые проекты на ранних стадиях или оценивать результаты инвестирования не по отдельным проектам, а по портфелю в целом. «Такой подход используется во всем мире. Главное, чтобы в целом по портфелю не было убытка. И если 10–25% компаний окажутся успешными, а их технологии — востребованными, тогда мы будем считать, что в целом портфель составлен правильно, без ошибок»,— заявлял ранее Игорь Шувалов.
Сейчас список потенциальных проектов, которые могли бы претендовать на такое финансирование в 2023–2024 годах, обсуждается с правительством. Минэкономразвития уже разработало проект постановления, предусматривающий право ВЭБ.РФ на риск и выделение на эти цели 50 млрд руб. Это около 30% от всего объема венчурных инвестиций в России за 2021 год.
Отметим, что на протяжении последних пяти лет ВЭБ.РФ под руководством Игоря Шувалова последовательно внедряет новый инструментарий поддержки проектов и одновременно серьезно расширяет сферы их реализации: госкорпорация стала одним из крупнейших игроков в проектах строительства школ, замены городского транспорта, реализации концессии в сфере водоснабжения и т. п. По каждому из этих треков активно задействуются механизмы ГЧП. Поскольку целью мер поддержки является максимизация социально-экономических эффектов для граждан как конечных бенефициаров, перспективен и новый подход к оценке влияния проектов на качество жизни — Индекс ВЭБ.РФ уже агрегирует информацию по более чем 250 показателям в 115 городах России.
Донастройка — с новыми выдачами
Одним из хорошо известных рынку инструментов стимулирования инвестиций в реальный сектор является Фабрика проектного финансирования. Она специализируется на поддержке крупных проектов стоимостью от 3 млрд руб., со сроками финансирования до 20 лет и окупаемости до 30 лет. Суть механизма — в привлечении ВЭБ.РФ синдицированных кредитов, по которым гарантируется неизменность ставок в долгосрочной перспективе. По состоянию на май 2023 года в рамках Фабрики проектного финансирования подписано 26 проектов, общая стоимость которых составляет 1,6 трлн руб., объем участия ВЭБ.РФ составляет 456 млрд руб.
Спектр охвата фабрики также расширяется (обновленное постановление должно появиться в ближайшее время) — в нее смогут попасть не только проекты с нуля, но и модернизация производств. Будут смягчены и условия финансового участия инициаторов: на 2023–2024 годы минимальная доля их собственных средств снижена с 20% до 15% от стоимости проекта. Мера оказалась востребованной, и Минэкономразвития предложило сделать ее постоянной.
Еще одна новелла — создание фондов акционерного капитала для поддержки проектов с дефицитом собственных средств инициатора (минимальная планка тут уже 10% от стоимости проекта). По поручению президента формировать такие фонды будут ВЭБ.РФ и коммерческие банки, при этом госкорпорация гарантирует минимальную доходность таких вложений на уровне 4% годовых и возврат средств в случае убытков. Источники «Денег» говорят, что новости о таких фондах могут появиться уже к моменту выхода номера в печать.
Ресурсы для реальной экономики
Активный запрос на меры поддержки ВЭБ.РФ формируют и власть, и регионы/города. Речь прежде всего о программах антикризисных поручительств, которые активно задействовали с ковидного 2020-го по кредитам бизнесу на сохранение рабочих мест и модернизацию. Этот инструментарий применялся максимально широко и в 2022–2023 годах для системообразующих предприятий. Также ВЭБ.РФ предоставляет поручительства по коммерческим кредитам на завершение инвестиционных проектов в реальном секторе экономики (обрабатывающая промышленность, транспорт и ИТ-сфера) или приобретение приоритетной импортной продукции. Суть механизма в том, что при невозможности выплаты долга заемщиком ВЭБ.РФ обязуется покрыть до 50% кредита. Объем предоставленных банкам поручительств по программам поддержки экономики 2022 года составил более 1 трлн руб., в свою очередь объем одобренных кредитов коммерческих банков превысил 745 млрд руб. Поручительства используют также в связке с льготными программами институтов развития, входящих в группу ВЭБа, например, по займам Российского экспортного центра на поддержку экспортеров.
Системный подход
Экономике не хватает длинных денег и поддержки крупных проектов, констатирует академический руководитель магистерской программы «Управление инвестиционными проектами» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Игорь Царьков. «ВЭБ как раз предлагает такие инструменты, и эти инструменты не статичны, они постоянно совершенствуются»,— добавляет он. Внутренние инвестиции — это на текущий момент единственный ресурс, доступный для реализации программ по достижению техсуверенитета, уверен Андрей Пискунов.
При этом возможность привлечения азиатских инвесторов, по оценке господина Пискунова, пока маловероятна. «В первую очередь из-за опасений с их стороны вторичных санкций, во вторую — из-за нежелания растить конкурентов в областях, где они сами пытаются достичь лидерства»,— указывает Андрей Пискунов. Роль ВЭБа как раз и заключается в гарантировании возвратности и платности вложений российских инвесторов в проекты внутри страны. В последние годы финансовая эффективность и окупаемость вложений стали важнейшим приоритетом для ВЭБа и одновременно необходимым условием привлечения ресурсов рыночных игроков, добавляет в свою очередь первый вице-президент Центра стратегических разработок Борис Копейкин.
В среднесрочной перспективе приоритетность возложенных на ВЭБ.РФ задач будет определяться теми сферами, в которых российская экономика наиболее уязвима. Речь, в частности, о безопасности транспортной отрасли, в первую очередь воздушных перевозок, фармакологии и медоборудования, а также комплектующих для микроэлектроники. Инструментарий модернизации экономики в условиях внешних вызовов ограничен. «Если раньше подобные процессы можно было стимулировать за счет создания преференций для частного бизнеса, то сейчас большинство компаний с иностранным участием либо полностью ушли с российского рынка, либо кардинально снизили степень присутствия, а любое техническое взаимодействие находится под прямым запретом»,— говорит Андрей Пискунов.
Маневр отечественного бизнеса также не слишком широк на фоне перекрытия доступа к западным технологиям. Взаимодействие с азиатскими партнерами — в стадии формирования и под пристальным санкционным вниманием. В таких условиях востребован инструментарий организаций развития, способных выполнять задачи, недоступные частному бизнесу. По оценке экспертов, с учетом текущего запроса власти и бизнеса на обеспечение потребностей экономики в этих сферах роль ВЭБ.РФ как системного оператора господдержки и посредника между публичной и частной сторонами будет возрастать. «Позицию ВЭБа в системе госуправления и развития экономики можно назвать уникальной. В некоторых нишах госкорпорация является единственным оператором, объединяющим государственные и частные интересы. Например, в сфере городской экономики, поддержки моногородов, в рамках Фабрики проектного финансирования»,— подчеркивает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
Согласно стратегии группы ВЭБ.РФ, в 2021–2024 годах предусмотрен рост финансирования инвестпроектов на 70% по сравнению с результатами 2017–2020 годов, напоминает Борис Копейкин. Общий объем инвестиций в результате деятельности ВЭБа за четыре года составит более 10% годового ВВП страны. Как отмечает Игорь Царьков, имеющиеся в ВЭБ.РФ меры поддержки позволяют реализовывать практически в «ручном режиме» проекты, что актуально в нынешнее экстраординарное время. Однако в «обычных условиях», полагает он, большую роль должны играть рыночные инструменты и стратегическое планирование развития отраслей исходя из конкурентных преимуществ.