Производители ушли, машины остались
Где искать запчасти к иномаркам
После ухода с российского рынка большинства западных автоконцернов в РФ остались миллионы произведенных ими машин. Как теперь решать вопросы их техобслуживания и ремонта, разбирались «Деньги».
Вопреки экономическим турбулентностям и потрясениям последних лет численность автомобилей в России растет устойчивыми темпами. Разве что в ушедшем году прирост автопарка в стране слегка притормозил: по оценкам «Автостата», по состоянию на январь 2023 года в России было зарегистрировано 45,3 млн автомобилей. Это всего на 0,4% меньше, чем в январе 2022 года (45,5 млн). По сравнению с показателями десятилетней давности прирост числа машин в стране составил почти четверть, а если сопоставлять показатели 2005 года, то увеличение произошло двукратное.
Из всего автопарка подавляющее большинство сегодня занимают машины иностранного производства. Согласно «Автостату», только одну треть всех авто на дорогах составляют машины отечественных марок. Остальные — иномарки, среди которых самую большую долю занимает Toyota (9,1%), далее с одинаковыми показателями следуют корейские бренды Hyundai и Kia (по 5,5%), у японского Nissan и французского Renault — по 4,8%. В десятку самых распространенных автомобильных брендов в РФ еще входят Volkswagen (4%), Chevrolet (3,7%), Ford (3,1%), Mitsubishi (2,8%), а также чешская Skoda (2,4%).
Уход весной прошлого года большинства ведущих мировых автопроизводителей с российского авторынка поставил перед владельцами иномарок сложный вопрос — кто теперь будет отвечать за гарантию, квалифицированное обслуживание и надежные поставки запчастей.
Уход реальный и понарошку
Увы, однозначного ответа, кто теперь несет ответственность за техническое состояние автомобилей ушедших иностранных марок, пока нет. Прежде всего это связано с тем, что мировые автогиганты ушли из России по-разному: одни громко и окончательно хлопнули дверью, другие как бы перешагнули порог выхода одной ногой. Есть и такие, кто, по сути, притворился, что покинул российский рынок, по факту же — остался.
Например, окончательно и бесповоротно из России ушли американские и британские автомобильные компании, и вместе с продажами новых авто приостановлено официальное обслуживание легковых машин таких марок, как Chevrolet, Ford, Land Rover и Jaguar. Закрыли сервис машин и почти все люксовые марки: Rolls-Royce, Lamborghini, Ferrari. Громко хлопнула дверью французская Renault, но обслуживание машин бренда официально передано АвтоВАЗу. Так же поступила и японская компания Nissan, за обслуживание автомобилей которой теперь отвечает тот же российский автопроизводитель.
Закон на стороне автовладельца
Все граждане России, купившие автомобили брендов, заявивших об уходе с российского рынка, защищены судом.
По закону «О защите прав потребителей» приостановка деятельности из-за «ухода из страны» не является основанием освобождения от исполнения обязательств перед потребителем. В случае поломки или выявления какого-либо недостатка в автомобиле владелец авто может обратиться к продавцу, изготовителю, уполномоченной организации или импортеру с требованием об их устранении. Закон предоставляет на это срок, не превышающий 45 дней. Если недостатки не будут устранены за это время, автовладелец имеет право на получение неустойки из расчета 1% стоимости автомобиля за каждый день просрочки или на отказ от договора с требованием о возмещении стоимости автомобиля. Важный нюанс: стоимость автомобиля будет возмещаться на текущую дату, то есть если автомобиль был приобретен два года назад за 1 млн руб., а сейчас его стоимость составляет 2 млн руб., то требовать к возврату можно уже 2 млн руб. При этом, помимо возврата стоимости автомобиля, автовладелец может претендовать на неустойку из расчета 1% стоимости автомобиля и на штраф в размере 50% от присужденной суммы.
Отдельно отмечу, что защищены не только владельцы автомобилей, находящихся на гарантии. Дело в том, что закон «О защите прав потребителей» позволяет заявлять требования и после окончания гарантийного срока, при условии, что в автомобиле выявлен существенный недостаток, возникший до момента передачи его потребителю. В этом случае автовладелец может обратиться к изготовителю (уполномоченной организации) с требованием о безвозмездном устранении недостатка, и в случае его неудовлетворения в течение 20 дней отказаться от договора, потребовав выплаты полной стоимости автомобиля. Закон «О защите прав потребителей» позволяет не только потребовать провести ремонт или вернуть заплаченные за машину деньги, но и предоставляет право требовать возмещение расходов на устранение недостатков самим автовладельцем.
Другие японские марки выбрали иную схему: объявив о приостановке продаж новых машин, обслуживать свои модели они официально продолжают. Собственные сервисные программы в России не закрыли такие марки, как Toyota, Suzuki, Mitsubishi, Mazda. Корейцы из Hyundai и Kia продолжают официально обслуживать свои машины в России. Сложнее ситуация с немцами: например, марка BMW твердо подтверждает, что продолжает обслуживание своих авто в России. Марка же Mercеdes-Benz передала все свои активы, включая сервисные станции, автодилеру «Автодом». Однако в автосервисном сообществе жалуются, что Германия отключает от важного программного обеспечения российские техстанции. Такие же нарекания есть на марки Volkswagen, Skoda, Audi, Porsche, которые вроде бы официально не вешают замок на свои сервисные услуги, но трудности с тем же программным обеспечением, а также с поставками запчастей в Россию есть. «В плане отказа иностранных компаний обслуживать авто в России показателен пример компании "Мерседес", которая после своего ухода с рынка РФ закрыла работу фирменного приложения»,— комментирует Александр Груздев, директор аналитической компании Gruzdev Analyze. По его словам, для владельцев теперь появились неприятные нюансы: если пользователь «Мерседеса» в России потеряет ключ от своего авто, официально получить доступ в свой автомобиль он не сможет. А чтобы открыть дверь, придется прибегать к «кустарным» способам, которые не дают, по сути, ни гарантии, ни безопасности. С точки зрения клиентского опыта такая ситуация крайне неприятна. Хотя стоит признать, что есть и другие компании, например, Hyundai и Kia, которые выполняют свои обязательства перед своими клиентами в плане послепродажного обслуживания.
Выбор дилера
Как раньше, так и сейчас официально обслуживание любого автомобиля в России происходит через сеть официальных дилеров, которые всегда были посредниками между владельцем авто и производителем. В новой экономической реальности официальные дилерские сети оказались в непростой ситуации: с одной стороны, им необходимо выполнять обязательства перед клиентами, но с другой — свои обязательства перед ними не выполняют автопроизводители. «При покупке автомобиля покупатели заключали договоры с российскими компаниями — по сути, бывшими официальными дилерами, а ныне независимыми станциями техобслуживания»,— комментирует Михаил Мартынов, директор по развитию сети сервиса и продажи запчастей «Кореана». Эти договоры, по его словам, продолжают действовать и сейчас. Но каждый дилер теперь сам решает, как ему исполнять свои обязательства. Контроль со стороны автопроизводителей не то чтобы ослаблен, он отсутствует. В прошлом году автовладельцы подавали иски, которые завершались с разной степенью успешности. Дилеры в свою очередь пытались судиться с автопроизводителями. В итоге все пришли к какому-то компромиссу или находятся в его поиске.
Участники рынка указывают, что в новых условиях вопрос качественного обслуживания автомобиля зависит от состояния и уровня дилера, у которого клиенту повезло или не очень ранее приобрести автомобиль с гарантией и обязательствами по обслуживанию.
Крупные и авторитетные дилерские предприятия утверждают, что они полностью сохраняют все программы по поддержке проданных ими машин. А на те машины, которые поставляются по параллельному импорту, уже сами дают гарантийные обязательства. «Автомобили зарубежных брендов, которые клиенты приобрели у нас в компании до приостановки их поставок, по-прежнему обслуживаются в рамках гарантии производителя, если срок гарантии еще является действующим,— рассказывает Александр Чепелев, директор по послепродажному обслуживанию автодилера "Ключавто".— Что же касается автомобилей зарубежных брендов, которые наша компания ввозит параллельным импортом (это такие марки, как Toyota, Lexus, Mazda, Suzuki, Mercedes, Porsche, BMW, Land Rover), то они сопровождаются двухлетней технической поддержкой группы компаний, которая, как и гарантия от производителя, позволяет клиентам получить качественный сервис и техническое сопровождение автомобилей».
Важный вопрос, который сегодня встал в связи с ослаблением поддержки дилеров со стороны производителей, это насколько качественно первые теперь смогут осуществлять ремонт и обслуживание зачастую технически весьма сложных современных моделей авто. «Если производитель автомобиля ушел из России, то это не означает, что владельцам этих автомобилей необходимо отказываться от технического обслуживания у некогда бывших официальных дилеров. Они все еще могут обращаться к специализированным сервисным центрам и дилерам, которые имеют опыт работы с этими марками автомобилей, сохранили техническую и информационную базу, имеют достаточный запас запасных частей и каналы их поставки,— указывает Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности транспортной компании "Байкал-Сервис".— Однако статус дилеров таких марок может отличаться от статуса официальных дилеров, которые поддерживают прямые связи с производителем. Официальные дилеры получают обновления по техническому обслуживанию и запчастям, имеют доступ к диагностическому оборудованию и регулярно проходят обучение от производителя. Дилеры, утратившие официальный статус, могут не иметь доступа к такому оборудованию и информации от производителя, что может сказаться на сложных ремонтах автомобиля, в особенности при замене и ремонте двигателя и блоков управления, а также при поддержке пакетных сервисов удаленного доступа, навигации».
Риск подделки
Юристы обращают внимание, что в сложившейся ситуации закон защищает оставшихся в России владельцев иномарок: согласно действующим нормативным актам, даже в случае ухода из страны автопроизводителя продавец машины должен выполнять обязательства по его обслуживанию. И в срок до 45 дней обязан устранить возникшие в ходе эксплуатации неполадки. За нарушение этих сроков предусмотрены пени и штрафные санкции. «Владельцам иномарок сейчас я могу рекомендовать найти своего мастера — того специалиста, которому вы сможете доверить обслуживание автомобиля,— советует Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию "Автодом Алтуфьево".— Основной задачей технического обслуживания современного автомобиля является профилактика и предотвращение отказов автомобиля в межсервисном интервале. Сейчас активно развиваются неофициальные профильные и мультибрендовые сервисы, способные предоставить достаточно высокий уровень услуг. Я считаю, что официальные дилеры ушедших марок могут начать движение в сторону обслуживания других брендов, а неофициальные сервисы — подтягивать уровень предоставления услуг до "дилерского"».
Важно выбирать сервисные станции с хорошей репутацией
В целом проблем с обслуживанием и ремонтом автомобилей ушедших с российского рынка производителей не будет, если выбрать вариант обслуживания в крупной известной сети автосервисов с надежной репутацией.
Важно, чтобы запчасти, масла и сами услуги на станции были качественными, тогда автомобиль будет радовать владельца долгие годы. И ранее автовладелец не был обязан проводить техническое обслуживание именно у дилера, это не влияло и не влияет на условия гарантии. По закону, если все работы проведены в полном объеме и с использованием запчастей и материалов, подходящих по спецификации к данному авто, гарантия сохраняется в полном объеме. Поэтому выполнять работы по обслуживанию можно на любой сертифицированной станции техобслуживания. Так как с поставками запчастей на большинство европейских и американских марок есть перебои, то часть дилеров выполняет гарантийные ремонты не оригинальными запчастями, а дубликатами. В этом нет ничего страшного, если разобраться, что такое оригинальная запчасть. Завод-производитель авто не изготавливает запчасть сам, а заказывает их у специализирующихся на той или иной продукции заводов. Поэтому оригинальные запчасти — это запчасти других производителей, упакованные в коробочки завода-производителя. Например, в коробке с оригинальным амортизатором Toyota будет находиться амортизатор KYB или Tokico. Поэтому не вижу смысла переплачивать за оригинальную упаковку, особенно учитывая, что их подделывают чаще всего. Проще и выгоднее приобретать запчасти, подходящие к вашему авто, у крупных дистрибуторов, которые закупают товар напрямую с заводов, их производящих, и риска нарваться на подделку у них нет.
Что же касается запчастей, то представители авторемонтного бизнеса говорят, что в целом сейчас можно найти любые запчасти почти на все автомобили. Нужно быть очень осторожным в приобретении оригинальных деталей. «Подделывали оригинальные запчасти всегда, а сейчас — в особенности, так как официально многие бренды ушли с рынка»,— предупреждает Яков Финогенов, технический специалист автотехцентра «Евроавто». Самый простой способ исключить этот риск, на его взгляд,— покупать у проверенного продавца. Нужно уточнить, предоставляет ли он платежные документы, дает ли гарантию, какая у него репутация. Сейчас подделывают любой бренд, и самому автовладельцу тут сложно разобраться. «Вот у нас в офисе стоят две упаковки масла: оригинал и подделка. Но мы понимаем, где оригинал, в первую очередь благодаря тому, что знаем, по какому контракту оно прибыло, с какого завода, с какими документами, можем проследить маршрут. Таким образом, наши поставщики проходят проверку»,— приводит пример господин Финогенов.
Универсальный способ избежать возможных трудностей с обслуживанием авто — это делать выбор в пользу распространенных марок и моделей машин. «Перед покупкой автомобиля убедитесь, что у вас есть доступ к сервисным центрам и дилерам, которые могут обслуживать ваш автомобиль и имеют необходимые запчасти, а выбранная вами марка и модель широко представлена на рынке и в вашем регионе»,— советует Александр Разин. Он советует искать автомобили, которые были выпущены в период, когда производитель все еще находился в России, и отдавать предпочтение более традиционным, менее инновационным и проверенным временем моделям и маркам (таким как Toyota, Mitsubishi) — это упростит обслуживание и покупку запчастей. «Покупайте запчасти только у официальных дилеров или сертифицированных поставщиков с надежной репутацией. Наконец, храните ключи от авто в безопасном месте: в условиях санкций на ряд моделей и марок изготовление дубликата может стать для вас большой проблемой»,— настаивает эксперт.