Между победой и бедой
До чего дошли мирные переговоры Азербайджана и Армении
Май выдался беспрецедентным по интенсивности контактов Баку и Еревана. Враждующие страны весь месяц не прекращают переговорный марафон в США, ЕС и России. 19 мая глав азербайджанского и армянского МИДов в Москве принимал их российский коллега Сергей Лавров. Заявления сторон не вселяют надежд на скорое подписание мирного договора, который обсуждается. Баку решительно настроен юридически оформить победу в войне с Арменией. Для Еревана вопрос заключается в минимизации уступок, которые выглядят неизбежными.
В Москве 19 мая прошли переговоры министров иностранных дел Азербайджана, Армении и России. Джейхун Байрамов, Арарат Мирзоян и Сергей Лавров обсудили все проблемы в отношениях Баку и Еревана, включая главную — заключение Баку и Ереваном мирного договора.
Состоявшиеся переговоры не первые и не последние в этом месяце. В Москве 23 мая соберется трехсторонняя рабочая группа: азербайджанский, армянский и российский вице-премьеры Шахин Мустафаев, Мгер Григорян и Алексей Оверчук обсудят вопросы, упомянутые в трехсторонних заявлениях, подписанных руководителями Азербайджана, Армении и России в 2020 и 2021 годах. Они касаются разблокирования экономических и транспортных связей, в том числе обеспечения сообщения с азербайджанским эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой — через армянскую территорию. За три года после окончания второй карабахской войны перейти от обсуждения этих вопросов к реальной работе не удалось, но попытки не прекращаются.
После встречи вице-премьеров не исключена и встреча лидеров России, Азербайджана и Армении. Это допустил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Как известно, 24–25 мая в Москве пройдут мероприятия по линии Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе заседание Высшего экономического совета объединения, в который входят главы стран ЕАЭС.
Премьер Армении Никол Пашинян участвует в них как представитель государства—члена союза.
По словам собеседника “Ъ” в российских госструктурах, азербайджанского президента Ильхама Алиева пригласили поучаствовать в мероприятиях в качестве гостя — Баку в ЕАЭС не входит.
Раньше армянская сторона возражала против присутствия господина Алиева, но сейчас возражений не было. Никол Пашинян заявил, что Россия предложила провести 25 мая трехсторонний саммит лидеров Азербайджана, Армении и России и Ереван предложение принял.
Правда, Дмитрий Песков высказался аккуратно, отметив, что в Кремле рассчитывают, что господа Алиев и Пашинян будут в российской столице в этот день.
Главы МИД Азербайджана и Армении, а также руководители двух враждующих стран ранее в этом месяце уже встречались. В начале мая господа Байрамов и Мирзоян вели переговоры в Вашингтоне, как двусторонние, так и с участием представителей Госдепа и Белого дома, включая госсекретаря США Энтони Блинкена и помощника президента по нацбезопасности Джейка Салливана. Ильхам Алиев и Никол Пашинян виделись в Брюсселе 14 мая, где компанию им составил глава Европейского совета Шарль Мишель. Еще раз в компании европейских лидеров господа Алиев и Пашинян окажутся 1 июня во время саммита Европейского политического сообщества, который пройдет в Кишиневе.
Пока же Москва пытается внести свой посреднический вклад как в урегулирование отношений между Баку и Ереваном, так и в решение карабахской проблемы. Задача непростая хотя бы потому, что с точки зрения Азербайджана проблемы Карабаха больше нет. Баку считает ее решенной в результате войны 2020 года. С точки зрения азербайджанской стороны, урегулировать нужно вопрос пребывания армянского населения на той части территории Азербайджана, которая ему пока не полностью подконтрольна. Это в том числе Степанакерт (азербайджанское название города — Ханкенди).
Сергей Лавров по итогам встречи в Москве отдельно отметил, что прогресс в деле заключения мирного договора между Азербайджаном и Арменией связан с продвижением в остальных вопросах: «Наши партнеры сегодня подтвердили, что без решения вопросов делимитации, разблокирования транспортных и экономических коммуникаций, без общего улучшения ситуации с обеспечением безопасности в Карабахе и на армяно-азербайджанской границе трудно продвигаться вперед по конкретным аспектам мирного договора».
Господин Лавров при этом подчеркнул, что в вопросе разблокирования коммуникаций «стороны уже близки к окончательной договоренности». Близкий к переговорам собеседник “Ъ” подтвердил: по этой тематике «многие вещи детально проработаны».
Но, говорит он, у армянской стороны возникают озабоченности, которые нужно снимать на переговорах. В пример он привел до сих пор не открытое сообщение с Нахичеванью: Ереван опасается, что его суверенитет будет нарушен.
Баку не скрывает раздражения по поводу того, что вопрос разблокирования коммуникаций с мертвой точки не сдвигается. И чередует дипломатию с демонстрацией силы. Так было с установкой в Лачинском коридоре, связывающем Армению и Карабах, азербайджанского контрольно-пропускного пункта, появление которого вызвало шквал критики, в том числе со стороны Запада. На Азербайджан это не подействовало, что лишний раз продемонстрировало готовность Баку продавливать свои решения и его иммунитет к внешнему давлению. Цель ясна: победу 2020 года, радикально изменившую ситуацию в регионе, нужно окончательно оформить и закрепить юридически обязывающими документами. Пока этого не случится, победа эта выглядит неполной.
Впрочем, говорить, что процесс совсем не движется, тоже нельзя. На это указывают заявления, которые наблюдатели воспринимают как созревшую или как минимум дозревающую готовность армянских властей смириться с тем, что Карабах потерян. К таким заявлениям можно отнести слова Шарля Мишеля о том, что Азербайджан и Армения во время последних переговоров в Брюсселе «выразили недвусмысленную приверженность Алма-Атинской декларации 1991 года и, соответственно, территориальной целостности Армении площадью 29,8 кв. км и Азербайджана площадью 86,6 кв. км». Многие сочли это готовностью Еревана признать суверенитет Баку над Нагорным Карабахом.
Глава Регионального центра демократии и безопасности политолог Тигран Григорян затрудняется сказать, станет ли завершением интенсивных переговоров между Баку и Ереваном подписание мирного договора.
«Ведется активная дипломатическая работа, особенно со стороны западных стран, но между сторонами сохраняются серьезные разногласия по трем основным направлениям. В частности, речь идет о создании диалога между Степанакертом и Баку с привлечением международных акторов. По этому вопросу позиции сторон противоположны, он является “красной линией” как для Армении, так и для Азербайджана. Компромисс в этом вопросе мне сложно представляется»,— отметил в беседе с “Ъ” господин Григорян. Другой чувствительный для Армении вопрос, по его словам, это институт гаранта, который, который должен обеспечивать реализацию соглашения, если оно будет подписано.
Тигран Григорян считает переговоры в Москве на уровне глав МИДов и лидеров стран попыткой России отметить свою посредническую роль на фоне резкой активизации посреднических усилий Вашингтона и Брюсселя.
«Россия и Запад могут иметь схожие позиции по двум трекам — по делимитации и демаркации границы и разблокировке коммуникаций, а по вопросу Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха.— “Ъ”) их позиции разнятся. Россия заинтересована в сохранении статус-кво, а Запад ищет каких-во всеобъемлющих решений, что маловероятно»,— пояснил Тигран Григорян.
Аналитик Давид Арутюнов, в свою очередь, уверен, что власти Армении последовательно реализуют стратегию по достижению мира с Азербайджаном путем уступок Баку.
«Под вопросом остается скорее степень тяжести возможных уступок с армянской стороны и техническая сторона достижения соглашения, чем сам курс на заключение мирного договора,— сказал “Ъ” господин Арутюнов.— При этом действия официального Еревана также отражают объективно крайне неблагоприятную для армянской стороны ситуацию с соотношением сил в регионе, а также единодушие основных игроков и посредников в регионе, выступающих за заключение мирного договора».
Армянская сторона, отмечает аналитик, в ходе переговоров, вероятно, пытается минимизировать уступки: «Но в то же время очевидна и тенденция на преодоление разногласий, а также давление со стороны посредников в этом направлении».
Эксперт указывает, что наряду с существующим внутри Армении недовольством действиями властей в рамках переговоров с Баку у курса на достижение мира с Азербайджаном, пусть и ценой уступок, есть значительная социальная база. «Также довольно существенная часть населения дистанцируется от активной позиции по этому вопросу, что также облегчает положение властей Армении»,— отметил господин Арутюнов.