МАКС переносится как на крыльях
Авиасалон не проведут в срок впервые за 30 лет
Как выяснил “Ъ”, авиасалон МАКС в этом году не состоится по соображениям безопасности. Часть опрошенных “Ъ” участников мероприятия уже остановила подготовку к нему. Организаторы авиасалона ситуацию не комментируют, но, как ожидают в отрасли, информация о новых сроках проведения будет объявлена в ближайшие дни. Эксперты считают отмену авиасалона логичным выходом, поскольку без летной программы МАКС не имеет смысла, а обеспечить должные меры безопасности на таком массовом мероприятии — сложная задача.
Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ
По данным “Ъ”, Международный авиационно-космический салон (МАКС), который должен был пройти в этом году в подмосковном Жуковском с 25 по 30 июля, переносится на неопределенный срок. Как рассказали “Ъ” пять источников в авиаотрасли, официальное решение о новых датах проведения будет обнародовано в ближайшие дни.
По информации собеседников “Ъ”, перенос вызван соображениями безопасности: мероприятие посещают обычно десятки тысяч людей в день, локация открытая и есть риски создания помех для летной программы. «Усилить меры по охране, наверное, можно, но применение РЭБ (средств радиоэлектронной борьбы) против потенциальных угроз от беспилотников создало бы помехи для летной программы и вряд ли имело бы смысл»,— рассуждает один из близких к «Ростеху» собеседников “Ъ”.
Большинство собеседников “Ъ” говорят о переносе МАКСа на 2024 год «или далее». Один из них допускает, что часть программы может быть представлена «в павильонном формате на одной из площадок в Москве» уже этой осенью или зимой.
Организаторы авиасалона Минпромторг и «Ростех», а также компания-устроитель выставки АО «Авиасалон» “Ъ” не ответили.
В трех компаниях, планировавших свое участие, уже отменили подготовку к мероприятию. Еще в одном крупном предприятии подтвердили “Ъ” получение предварительной информации о «высокой вероятности отмены», но продолжают подготовительные работы. «Ждем официального подтверждения для прекращения подготовки. Расстроены, поскольку ждали этого события»,— рассказали там. Другой собеседник в авиапроме сообщил, что в его компании сообщение об отмене восприняли «с долей облегчения, так как слишком много производственных задач».
МАКС проводился каждые два года с 1993 года, а с 2005 года носит статус мероприятия федерального значения, и этим летом должен был пройти в 16-й раз. Расписание работы обычно делится на будние дни официальных мероприятий и выходные для массового посещения. На авиасалоне проводят показательные полеты и демонстрации новых разработок, организуются научные конференции, проводятся переговоры и заключаются контракты на производство и поставку техники. В 2019 году на МАКСе состоялась премьера среднемагистрального самолета МС-21–300, а в 2021 году самолет был впервые представлен с отечественными двигателями ПД-14. По итогам последнего авиасалона «Ростех» сообщал о подписании соглашений на 230 млрд руб. о поставке 161 единицы авиатехники, в том числе 77 самолетов.
Салон проводится под патронатом президента РФ, который традиционно открывает мероприятие. В 2021 году свои экспозиции разместили 538 российских компаний и 91 иностранный участник из 20 стран. Среди зарубежных анонсов авиасалона в 2021 году стал широкофюзеляжный дальнемагистральный Airbus A350–1000 и турбовинтовой Pilatus PC-12NGX.
За 30 лет авиашоу ни разу не отменяли. Этого не произошло даже на фоне отмены из-за ковида международного аэрокосмического салона в Ле-Бурже (Франция) в 2021 году и авиашоу Фарнборо-2020 (Великобритания).
Как допускает один из источников “Ъ” в отрасли, организаторы не допустят употребление термина «отмена».
«Перенос имеет другое юридическое значение, например, для поставщиков выставки, с которыми уже заключены контракты, и менее насыщенную экспрессивную окраску, когда речь идет лишь о превентивной заботе о безопасности, а не конце времен,— рассуждает он.— Так или иначе, в следующем или 2025 году салон все же состоится».
Проведение авиашоу без летной программы не имело бы никакого смысла, отмечает гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий: «В текущей обстановке перенос был абсолютно ожидаемым». В то же время отмена мероприятия за месяц до его проведения может стать большим шоком как для участников, готовивших стенды, так и для самих организаторов. Отмены международных шоу, отмечает эксперт, ранее были связаны исключительно с ковидными мерами, поэтому «эмоции людей, ожидавших мероприятие, можно понять».
Фотогалерея
МАКС-2021
МАКС-2021 будет идти с 20 по 25 июля
Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет Airbus A350-1000
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
На переднем плане слева направо: министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, президент России Владимир Путин и гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский у павильона с новым российским однодвигательным истребителем Checkmate
Фото: пресс-служба президента РФ
В этом году участие в мероприятии принимают 479 компаний из 19 стран
Беспилотный вертолет БАС-200
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Учебная модификация ударного вертолета Ми-28Н
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Посол Нигерии Абдуллахи Йибаиквал Шеху (второй слева) у стенда «Вертолеты России»
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Боевой разведывательно-ударный вертолет палубного базирования Ка-52К
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Многоцелевой вертолет Ми-38
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Посетители салона
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет Airbus A350-1000 и многоцелевой вертолет Airbus Helicopters H-145
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Военно-транспортный самолет Ил-78М-90А
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Иностранные гости на МАКС-2021
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Тяжелый многоцелевой транспортный вертолет Ми-26
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Многоцелевой вертолет Ка-226Т
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Cреднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет МС-21-300
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Cреднемагистральные пассажирские самолеты МС-21-310 (слева) и МС-21-300
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Слева направо: министр промышленности и торговли России Денис Мантуров (третий), президент России Владимир Путин (четвертый), вице-премьер Юрий Борисов (пятый) и генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов (шестой) во время посещения МАКС-2021
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Президент России Владимир Путин на МАКС-2021
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
На МАКС-2021 показали новый российский однодвигательный истребитель Checkmate. Его первый полет запланирован на 2023 год
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Checkmate имеет возможность совершать длительный сверхзвуковой полет и способен атаковать до шести воздушных, морских и наземных целей
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Стоимость российского истребителя Сheсkmate составит $25–30 млн
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
«Это легкий истребитель пятого поколения. Аналоги такие у нас в мире существуют. Это и F-35, и "Гриппен", и "Рафаль". Только мы поставили перед собой задачу поставить очень дешевый и эффективный самолет. У нас будет цена, надеюсь, где-то от $25 до $30 млн, а у них — от $60 до $90 млн»,— сообщил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов на авиасалоне
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Серийные поставки Checkmate планируется начать с 2026 года
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Портфель заказов на новый легкий истребитель может составить 300 аппаратов
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Модель нового российского однодвигательного истребителя Checkmate во время презентации
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Посетители салона во время презентации модели истребителя Checkmate
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Вертолеты Ми-38Т и Ми-26Т2В во время показательных полетов
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Посетители авиационно-космического салона
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Истребители Су-35С пилотажной группы ВКС «Русские витязи» во время показательных полетов
Фото: Коммерсантъ / Иван Водопьянов
Оперативно-тактический комплекс воздушного мониторинга ZALA421-16Е5 производства ижевской компании ZALA AERO GROUP
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Кабина пилотов среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Многоцелевой легкий самолет ТВС-2МС
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет Airbus A350-1000
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Посетители салона на стенде НПО «Звезда»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Стенд компании «Сухой»
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Посетители салона в павильоне Роскосмоса
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Презентация нового двигателя ВК-650В завода имени Климова
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев