Россияне готовы тратить больше
Потребители почувствовали приток оптимизма
Потребительский оптимизм россиян в первом квартале этого года заметно вырос, превысив уровни начала 2021 года. Покупатели адаптируются к внешним событиям, а позитивные прогнозы по снижению инфляции позволяют увереннее тратить деньги. Повседневные расходы пока продолжают расти, но доля экономящих остается значительной.
Индекс потребительского оптимизма, измеряемый NielsenIQ, по итогам первого квартала 2023 года вырос на четыре пункта, до 104 пунктов квартал к кварталу. Значения выше 100 пунктов свидетельствуют о том, что среди потребителей преобладают оптимистичные настроения с точки зрения личного материального положения, карьерных перспектив и готовности тратить деньги, поясняют аналитики. Как следует из данных NielsenIQ, индекс превысил 100 пунктов впервые как минимум с первого квартала 2021 года.
В первом квартале 2023 года доля потребителей, оценивающих перспективы трудоустройства как отличные и хорошие, выросла с 55% до 61%. Доля хорошо оценивающих материальное положение увеличилась с 56% до 61%, а доля готовых к покупке новых вещей — с 43% до 46%. Заметный рост позитивных оценок NielsenIQ зафиксировал среди москвичей и в возрастной группе 45–54 лет. А с точки зрения сегментации по уровню дохода самый значимый вклад в рост индекса вносят потребители с доходом домохозяйств в пределах 30 тыс. руб., указывают аналитики.
Директор по аналитике и консалтингу NielsenIQ Марина Волкова отмечает, что рост потребительской уверенности демонстрирует, как покупатели адаптируются к происходящим событиям. Если в первом квартале 2022 года наблюдался рост тревожных настроений, а индекс оптимизма снизился сразу на десять пунктов, то год спустя тренд стал противоположным и доля уверенных в перспективах и готовых тратить средства покупателей превысила процент тех, кто настроен более пессимистично, рассказывает она. По мнению госпожи Волковой, рост позволяет осторожно прогнозировать восстановление продаж на рынке продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG).
Рост потребительской активности россиян заметили и в группе ВТБ. По статистике торговых точек, обслуживаемых «Первым ОФД» (входит в группу ВТБ), в апреле потребители потратили на повседневные покупки свыше 400 млрд руб., что на 9% превышает результат апреля 2022 года. По сравнению с мартом 2023 года спрос существенно не изменился. По подсчетам аналитиков, траты на продукты питания в апреле увеличились на 4% год к году, превысив 100 млрд руб. Расходы на топливо и автомобильные товары выросли на 25% и 17%, до 62 млрд руб. и 24,5 млрд руб. год к году соответственно. Траты на одежду и обувь увеличились в сравнении с прошлым апрелем на 22%, до 38 млрд руб., на мебель, товары для дома и ремонта — на 14–25%, до 25 млрд руб.
Руководитель отдела продаж аналитических сервисов «Первый ОФД» Александра Красовская связывает восстановление потребительского спроса с достаточно позитивными прогнозами ЦБ по инфляции. «Ожидаемый годовой показатель в 5,3% позволяет людям увереннее планировать ежемесячные расходы и отказываться от исключительно "сберегающей" тактики, как это было в апреле прошлого года»,— указывает она. «Ромир» начал фиксировать рост недельных расходов россиян на первой неделе апреля, и к середине мая динамика остается положительной. С 1 по 7 мая средние расходы россиян выросли на 3,7% неделя к неделе и на 24,6% в годовом выражении, достигнув 6,56 тыс. руб.
Тем не менее, отмечают в NielsenIQ, 67% потребителей все еще продолжают руководствоваться необходимостью бережливого отношения к своим бюджетам. Основными сферами для экономии остаются покупка новой одежды и расходы на развлечения и питание вне дома. Но в долгосрочной перспективе потребители планируют тратить чуть больше средств при улучшении экономической ситуации, чем в прошлом квартале. По данным NielsenIQ, доля тех, кто при улучшении экономической ситуации продолжит сокращать расходы на питание вне дома, снизилась с 28% до 26%, в сокращении расходов на покупку еды «на вынос» — с 27% до 23%.