Мастер-классик

Гаэтано Пеше и его открытия

Один из последних живых классиков итальянского дизайна Гаэтано Пеше начинал работать в 1960-е, в разгар футуризма, и остается ему верен. Только для него это не стиль, а философия. Экспериментальные материалы, необычные формы, глубокий подтекст — работы Гаэтано Пеше не вписываются в рамки утилитарных предметов интерьера. 83-летний дизайнер сейчас активен как никогда. На последней Миланской неделе дизайна он лично представил четыре больших проекта, причем один из них — в новой для него сфере.

Итальянский дизайнер Гаэтано Пеше

Фото: Olga Antipina

Пеше родился в 1939 году на лигурийском побережье, в Специи. Его отец, капитан флота, погиб на войне, и мать с тремя детьми переехала в Падую к родственникам. Искусство и разговоры о нем были важной частью жизни семьи, так что Гаэтано с детства знал, чем хочет заниматься. Но он не желал ограничивать себя какой-то одной специальностью. Пеше окончил факультет архитектуры в Университете Венеции, потом Венецианский колледж промышленного дизайна, но и этого оказалось недостаточно. «Нас учили тому, как работали в прошлом, а я хотел попасть прямиком в будущее!» — писал дизайнер. Он напросился на экскурсии на несколько химзаводов и наконец-то нашел, что искал. Материалы будущего — эпоксидная смола, вспененный полиуретан, простые в использовании, недорогие, давали полную свободу творчества. Недавний выпускник открыл свою студию и начал экспериментировать.

Cтул из коллекции Come Stai?, Bottega Veneta

Фото: Bottega Veneta

Уже через пару лет, в 1969 году, Пеше разработал проект, который произвел революцию в дизайне, прославил автора, стал символом футуризма, попал во все главные музеи современного искусства и до сих пор считается одним из важнейших открытий дизайна ХХ века. Это серия сидений UP из пенополиуретана в чехле из синтетического трикотажа, изготовлением которых занялась фабрика B&B Italia (тогда она называлась C&B Italia). Революционным было все: материал, технология изготовления, отсутствие твердого каркаса и даже упаковка. Кресла продавались в сжатом виде, уменьшенные до 10% от нормального объема, и принимали свою форму уже дома, после вскрытия упаковки. «Плюс к мебели вы получаете домашний перфоманс!» — радовался автор, который считал себя не дизайнером или архитектором, а художником в широком смысле слова. И политическим активистом. Самая известная модель из серии UP — кресло в форме женского тела с пуфом-шаром, прикованным цепью. Что это, как не попытка привлечь внимание к рабскому положению женщины в современном обществе?

Реклама полиуретановых кресел UP5, 1969 год, из архива B&B Italia, фотограф Клаус Цаугг

Фото: photo Klaus Zaugg

В 2019 году отмечалось пятидесятилетие легендарного кресла. На площади Дуомо выставили гигантские копии UP5 и UP6, связанные цепью. Кресло было выполнено в телесном цвете, что еще больше усилило сходство с женским телом, и утыкано иглами. Инсталляция вызвала протест итальянских феминисток, которые обвинили дизайнера во всех грехах, начиная с эксплуатации женского тела и заканчивая использованием пластика, и потребовали убрать арт-объекты. Дошло даже до обливания красной краской. Автор в ответ заявил, что, вероятно, его посыл не поняли, а использование пластика и других искусственных материалов — необходимое условие прогресса.

Негативная реакция не расстраивает Пеше. Вызывать возмущение, провоцировать на споры, задавать неудобные вопросы — в этом и есть суть дизайна, считает живой классик. На его взгляд, молодым дизайнерам не хватает бунтарского духа 60-х, а обучение в дизайн-школах стало слишком политкорректным. Только не на его курсах. Гаэтано Пеше преподавал почти на всех континентах: в Institut d’Architecture et d’Etudes Urbaines в Страсбурге, Domus Academy в Милане, Политехническом университете Гонконга, Architectural School в Сан-Паоло и Cooper Union в Нью-Йорке. И везде старался донести до учеников мысль: «Вы делаете не мебель, а искусство».

Cтул из коллекции Come Stai?, Bottega Veneta

Фото: Bottega Veneta

Благодаря известности, которую принесла Пеше серия UP, молодой дизайнер был отобран для участия в выставке Italy: The New Domestic Landscape. Она прошла в 1972 году в нью-йоркском MoMA и познакомила мир с актуальным итальянским дизайном, который до того был малоизвестен за пределами страны. Гаэтано Пеше участвовал в выставке не с мебелью, а с проектом раскопок воображаемого города. Его инсталляция стала одной из самых обсуждаемых. Ему была предложена арт-резиденция в MoMA. Уже через несколько лет он окончательно переехал в США и открыл свою студию в Бруклине. В прошлом году он сделал в ней ремонт, добавив новые помещения. На пенсию классик, похоже, не собирается.

Несмотря на смену адреса, Пеше остается итальянским дизайнером. Практически все его культовые объекты носят лейбл «сделано в Италии»: диваны-пейзажи и кресла-животные для Meritalia, яркая серия мебели из смолы Nobody’s Perfect для Zerodesigno, плетенные из полимерных нитей вазы для Fish Design, фетровый трон и стол-пазл в виде итальянского флага для Cassina.

Cтул из коллекции Come Stai?, Bottega Veneta

Фото: Bottega Veneta

Повидавший абсолютно весь мир, дизайнер не раз признавался в любви к Москве. В 2002 году он оформил «Московскую комнату» для проекта из десяти инсталляций, посвященных разным городам. Много красного, органические формы, коктейль из символов разных эпох, от куполов церквей до портретов вождей. Впервые она была показана на Миланской неделе дизайна, а потом доехала и до Москвы — презентация прошла в одноименном столичном отеле. Второй проект, связанный с Россией,— загородный клуб Waves под Санкт-Петербургом. И все же, несмотря на архитектурное образование, построил Пеше немного. Самое, пожалуй, известное его здание — Organic Building в Осаке, яркое, эмоциональное, спорное, как и предметы дизайна.

Диван Tramonto a New York, Cassina

Фото: Cassina

В этом году Гаэтано Пеше снова стал главным героем Миланской недели дизайна, представив четыре совместные работы. Самая заметная — с фешен-брендом Bottega Veneta. Их сотрудничество началось еще в прошлом году, когда дизайнер разработал стулья из смолы и хлопка для показа весенне-летней коллекции. Стулья были выставлены на продажу на ярмарке Design Miami, а дружба продолжилась. Активно рекламировавшаяся в соцсетях и на билбордах по всему городу инсталляция Vieni a Vedere (ит. «Приходи посмотреть») стала одним из самых ожидаемых событий Недели дизайна. Судя по количеству фото- и видеоотчетов, зрители не были разочарованы. С помощью пропитанных смолой тканей дизайнер превратил первый этаж бутика марки на виа Монтенаполеоне в пещеру пастельных тонов. Пещера скрывала сокровища: две новые модели сумок, тоже выполненные по эскизу Пеше.

Впервые в своей карьере дизайнер разработал предмет гардероба и, по его собственным словам, остался доволен опытом. My Dear Mountains, формой напоминающая итальянские горы, сделана из традиционной для Bottega Veneta плетеной кожи. Чтобы повторить акварельный эскиз художника, каждую сумку раскрашивают вручную. У My Dear Mountains есть предыстория: одноименная фреска со стилизованным горным пейзажем украсила в прошлом году фасад Aspen Art Museum на время персональной выставки Пеше. Вторая модель, My Dear Prairies, выражает любовь дизайнера к прериям. В буквальном смысле: кожаная бахрома семи оттенков зеленого напоминает траву. Красные круглые застежки обеих сумок символизируют восходящее солнце. Как обычно у Пеше, вещи — это больше, чем просто вещи.

Ширма Risacca, Cassina

Фото: Cassina

Для фабрики Cassina, которая поддерживает эксперименты дизайнера с 1970-х годов, Пеше разработал ширму Risacca. Сделанная в сложной многоступенчатой технике из смолы и цветных пигментов, она представляет собой триптих с морским пейзажем. Пеше удалось добиться полной иллюзии масляной живописи. В латунную базу вмонтированы Bluetooth-колонки, которые передают шум моря. Это не мебель, а скорее произведение искусства: серия ограничена девятью экземплярами.

Еще один экспериментальный проект дизайнера — стеллаж Luigi для Bottega Ghianda из полиуретановой смолы и мореного бука. Это был эксперимент и для старинной мастерской, известной работой с деревом: она впервые использовала смолу, да еще и цветную, да еще и подсвеченную светодиодами. Пеше, напротив, впервые поработал с деревом. И лишь сотрудничая с давним партнером, галереей Luisa Delle Piane, он играл на своем поле. Коллекцию галереи пополнила лампа из полупрозрачной смолы, похожая на привидение.

Несмотря на почтенный возраст, Гаэтано Пеше по-прежнему смотрит в будущее и транслирует в своем дизайне увиденное. Dear Future — так называлась выставка новых и старых работ мастера, прошедшая в прошлом году в галерее The Future Perfect в Лос-Анджелесе.

Юлия Пешкова

Вся лента