Бразильские истории
Ремесленные техники братьев Кампана
В ноябре 2022 года перестал существовать прославленный дизайнерский дуэт братьев Кампана: в возрасте 61 года ушел из жизни младший брат, Фернандо. Кампана — первые в истории современного дизайна латиноамериканцы, получившие всемирное признание. Созданная ими мебель вошла в список дизайнерских хитов и в коллекции крупнейших музеев: нью-йоркского МоМА, Центра Помпиду и Музея декоративных искусств при Лувре. Стул со спинкой из полиуретановых спагетти, шкафы в виде шалаша и стога сена, кресла из щепок и арматуры, диван из плюшевых игрушек — использование братьями Кампана материалов, казалось бы, непригодных для творчества, переворачивало привычные представления о промдизайне. «Мы гуманизируем массовое производство»,— сказал как-то Фернандо в интервью. Ручной труд, ремесленные техники, нетривиальные материалы, поражающая оригинальность форм — все это дизайн от Кампана. «В этих предметах есть душа, и в них очень много бразильского»,— говорит Моника Маццей, вице-президент Edra, компании, с которой и начался успех братьев на международном уровне.
Собственную дизайнерскую студию, Estudio Campana, братья открыли в 1984 году. Старший брат, Умберто, бросил карьеру юриста и организовал скульптурное ателье; позже к нему присоединился Фернандо, изучавший архитектуру в Сан-Паулу. Вскоре от скульптуры они перешли к производству авторской мебели. В 1993 году создали прототип веревочного кресла Vermelha («красное»). Прочный стальной каркас вручную оплетается веревкой из смеси хлопка и акрила (на одно кресло уходит 500 метров), работа занимает 45 часов. В результате получается красивый объемный узор. В 1998-м Edra запустила кресло в производство (арт-директор компании Массимо Мороцци увидел его изображение в журнале). Весной Vermelha произвело фурор на Миланском мебельном салоне, а осенью его уже выставляли в нью-йоркском Музее современного искусства. Этот предмет интерьера стал визитной карточкой Estudio Campana.
Сенсацию произвело и кресло Favela, выпущенное Edra в 2003 году. Сколоченное из разнокалиберных дощечек, оно отсылает к трущобам на окраинах бразильских мегаполисов. Кроме Edra, братья Кампана сотрудничали с множеством других известных брендов: Alessi, Fontana Arte, Cappellini, Bernardaud. В 2012 году Louis Vuitton возобновил вместе с ними свою коллекцию для путешественников Objets Nomades. Кампана выпустили для модного дома мобильный шкаф-кокон Maracatu, названный в честь популярного жанра бразильской карнавальной культуры. Он состоит из сотен разноцветных обрезков телячьей кожи — отходов производства мастерских Louis Vuitton в Аньере, и напоминает костюмы участников карнавальных шествий. Через пару лет дуэт сделал для модного дома подвесное кресло Cocoon, обитое овечьим мехом. Успех работ Кампана на международном дизайнерском рынке привлек к ним внимание арт-дилеров и галерей коллекционного дизайна, в частности, Friedman Benda и Carpenters Workshop Gallery.
Перечень материалов для творчества расширяется: к бамбуку, ротангу, пряже, доскам, арматуре и веревкам добавляются латунь, бронза, фарфор, золото и рыбья чешуя. И все же большая часть произведений, созданных под маркой Estudio Campana, выполнена в техниках и природных материалах, традиционных для бразильских ремесленников. Поддерживать ремесла в местных деревенских сообществах призван Instituto Campana, некоммерческая организация, основанная братьями в 2009-м. Социальная миссия — давний и неизменный приоритет братьев Кампана: «Мы хотим создать более устойчиво развивающиеся производственные цепочки, уменьшить экономический и социальный дисбаланс, который существует в Бразилии, и, самое главное, показать людям, что, проявив немного больше самоуважения и уверенности, они своими руками могут построить свой собственный мир». Дизайнеры не раз в творчестве и общественной деятельности выражали критическое отношение к социальной и экологической политике государства. В 2015 году в ответ на самую крупную экологическую и гуманитарную катастрофу в истории Бразилии — прорыв Марианской плотины шламонакопителя в штате Минас-Жерайс — Кампана выпустили серию терракотовых кобого (пустотелых кирпичей, часто используемых в бразильской архитектуре) в форме раскрытой ладони как предупреждение и призыв к солидарности. Протестуя против всеобщей экологической безответственности, они организовали акцию по посадке 16 тыс. деревьев в их родном поселении Бротас под Сан-Паулу для восстановления разрушающейся местной экосистемы.
Кампана не раз признавались, что глубинной «бразильскостью» своего творчества, приверженностью национальным традициям, культуре и природе они обязаны детству, проведенному на ферме в Бротасе. Их отец, агроном, учил детей любить и ценить природу, знакомил с миром растений и животных родного края. Дом с фруктовым садом был окружен тропическим лесом, на заднем дворе в клетках обитали удав, гремучая змея, леопарды и обезьяны. В поселке не было магазина игрушек, зато был кинотеатр, где крутили Годара, Полански, Кубрика. Умберто говорит: «Я думаю, я бы не занимался тем дизайном, которым мы занимаемся сегодня, если бы мы там не жили. Живя в сельской местности, вы соприкасаетесь с земными материалами: бамбуком, терракотой, растениями. Отсюда наше умение создавать, наши корни уходят в опыт той жизни». Фернандо вспоминал, что, посмотрев фильм «2001 год: Космическая одиссея», пытался построить космический корабль из кактусов: «Природа была нашим Лувром. Наши биомы — Амазонка, атлантический лес, Серраду, Каатинга, Пампа и Пантанал — это наши музеи. Важно, чтобы люди видели это богатство! Дизайн — это наш способ входить в дома людей и рассказывать им истории о Бразилии».
Последняя совместная коллекция братьев, показанная в 2022 году в галерее Лучаны Брито, называлась Polifonia Campana. 40 терракотовых столов и светильников были изготовлены по эскизам Кампана в маленькой мастерской в деревне Санту-Жертрудес в 56 км от Бротаса. Одним из источников вдохновения послужили глиняные гнезда южноамериканской птицы жуан-де-барро, формой напоминающие очаги в крестьянских хижинах.
Пережив потерю брата, Умберто объявил о продолжении карьеры. Он переехал в новую двухуровневую студию в Сан-Паулу, гораздо более просторную и светлую, чем была у них раньше. Умберто называет ее своим храмом и местом исцеления. В будущем он планирует передать ее городу, чтобы организовать там фонд имени Кампана, который функционировал бы как творческая лаборатория, место проведения выставок и воркшопов. В феврале прошла ретроспективная выставка творчества братьев в лос-анджелесской галерее Friedman Benda, где в том числе были показаны последние их работы: кресло Jalapao и диван Galactica. На Неделе дизайна в Милане были представлены новые работы Умберто Кампана для Edra, Louis Vuitton, Qeeboo, Lasvit и Citco. «Для меня важно оставаться в здравом уме и никогда не прекращать творить»,— не теряя оптимизма, говорит дизайнер.