«Москвичу» не хватило заряда спроса
Почему электрокар не заинтересовал покупателей
Электрический «Москвич» оказался не востребован — с начала 2023 года производитель не смог продать и 80 электрокаров. Такую цифру привели в пресс-службе столичного автопроизводителя. Хотя до этого «Автостат» изучил данные системы электронных паспортов транспортных средств, из которых следует, что компания реализовала всего 35 электрокаров. При этом версия кроссовера с бензиновым двигателем пользуется большим спросом — в апреле ее продажи выросли до 1 тыс. штук. Собеседники “Ъ FM” считают это закономерностью, по их словам, для своего сегмента электрический «Москвич» оказался слишком дорогим. Тему продолжит Владислав Викторов.
Когда из России один за другим стали уходить иностранные автопроизводители, локальные игроки решили замещать их, в том числе и по электромобилям. В Липецкой области организовали сборку сразу трех электрокаров под брендом Evolute, АвтоВАЗ пообещал электрическую версию универсала Largus, «Алмаз-Антей» анонсировал кроссовер «Е-Нева», а в столице на конвейер встал электрический «Москвич».
Причем доступными эти машины можно назвать с большой натяжкой, хотя рынок лишился именно автомобилей бюджетного сегмента. Но вместо них в продажу поступили электроседан Evolute i-Pro за 2,5 млн руб. или «Москвич 3е» за 3,5 млн руб.
А, учитывая еще и укоренившиеся стереотипы об этих авто, неудивительно, что столичный производитель с начала года продал только 80 машин на электротяге, отметил партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
«Это все болезни роста. Марка новая, пока еще совсем не раскрученная. Есть проблемы и с рекламой, потому что больше надо о бренде рассказывать. Электрические машины тоже достаточно малоизвестны, при этом на них назначили достаточно высокую цену. Ожидать, что на такие модели будет бешеный спрос и в первый же день все разберут, было бы нелепо.
3,5 млн руб. за большой кроссовер B-класса с небольшим запасом хода это многовато. Есть более интересные предложения сейчас».
Причем, судя по всему, большая часть электрических «Москвичей» ушла партнерам сервиса «Яндекс.Такси», который заключил контракт с заводом на поставку 2 тыс. электрокаров до конца года. Первые 50 штук они уже должны были получить, а всего к концу года завод планирует произвести 10 тыс. таких машин.
Видимо, главными покупателями в ближайшее время будут исключительно сервисы такси или каршеринга, пояснил эксперт ИЦ НТИ «Автонет» московского Политеха Юрий Урюков:
«Многих сейчас испугало то, что в Москве с 2025 года отменяют льготы по транспортному налогу. И, в общем-то, не чувствуется достаточно серьезная поддержка государства. В бюджетном сегменте все решает практика, удобство и, конечно, цена. Поэтому основные продажи таких авто приходятся в основном на корпоративных клиентов».
Зато в более дорогом сегменте электрокаров ситуация иная. Здесь покупатели могут найти эксклюзивные модели, которые активно поставляются из Китая. В «Авилоне», например, представлено 15 разных брендов. Названия многих из них поклонникам электромобилей еще только предстоит выучить. Но, как рассказывал “Ъ FM” директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх, спрос на них растет с каждым месяцем:
«У них сегодня огромный потенциал для развития. Можно сказать, что это новый тренд рынка. Сегодня электромобили приобретают в семью уже как вторую машину.
Благодаря параллельному импорту, среди электромобилей сейчас доступны такие абсолютно новые модели, как Nissan Ariya, Polestar 2, Zeekr 001.
В частности, HiPhi X очень ожидаем нашими клиентами, которые раньше приобретали спортивные автомобили западных брендов».
При этом все собеседники “Ъ FM” уверены, что потенциал роста у рынка электромобилей в России есть даже в массовом сегменте, но для этого цены должны стать более гибкими. А пока электрокары по-прежнему будут оставаться нишевым продуктом для любителей поэкспериментировать.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".