Разные равные
Каким будет спектакль «Дуо»
Новый сезон фестиваля Context начнется с поставленного хореографом Павлом Глуховым для прима-балерин Дианы Вишневой и Дарьи Павленко спектакля «Дуо». Премьера пройдет в петербургском БДТ им. Г. А. Товстоногова 10 и 11 июля. «Ъ-Стиль» поговорил о постановке с ее участниками.
Впервые о хореографе Павле Глухове балерина Диана Вишнева, чей фонд давно и целенаправленно поддерживает начинающих российских постановщиков, услышала в 2016-м. Тогда Павел, недавний выпускник балетмейстерской мастерской Михаила Лавровского в ГИТИСе, завоевал приз зрительских симпатий на Конкурсе молодых хореографов фестиваля Context. И зрители, как часто бывает, не ошиблись — на сегодня на счету Глухова среди прочего имеются победа в хореографической лаборатории Уэйна Макгрегора за дуэт «Свет в ноябре», премия «Золотая маска» за спектакль «Плот Медузы», поставленный в 2021 году в воронежском Камерном театре, и десятки сочинений для российских и зарубежных танцевальных компаний.
В основной программе «Контекста» работы Павла также появлялись несколько раз: автобиографический балет «Когда папа был маленьким», созданный для труппы Челябинского театра современного танца, и остросюжетное соло «Бумажный человек». А в этом году постановка Павла Глухова «Дуо», сочиненная для двух балерин, Дианы Вишневой и Дарьи Павленко, выбрана для открытия нового сезона фестиваля.
Строго говоря, работа над «Дуо» началась около двух лет назад. «Диана предложила поработать вместе, и мы начали размышлять в более привычном ключе о дуэте с партнером. Но довольно быстро уперлись в стену...— рассказывает Глухов.— С танцовщиками, которых мы хотели бы видеть в номере, по разным причинам не складывалось». Так возникла мысль о дуэте двух балерин. Тут стоит напомнить, что и для классического, и для современного танца самостоятельные женские дуэты — редкий жанр. И по совпадению, один из его образцов — B/olero израильского хореографа Охада Наарина — работа из репертуара Дианы. Для нее себе в партнерши она ангажировала этуаль Парижской оперы Орели Дюпон, когда же дело дошло до «Дуо», Диана пригласила в проект свою коллегу по Мариинской сцене прима-балерину Дарью Павленко, последние годы блистающую в постановках труппы Танцтеатра Пины Бауш. «В Мариинском мы с Дианой исполняли приблизительно один и тот же репертуар, но между нами никогда не было конкуренции, ревности, соревнования. Каждая параллельно делала свое дело,— вспоминает Дарья.— При этом я с интересом наблюдала за тем, в каком постоянном творческом поиске она находится. Ее неугомонность, желание пробовать что-то новое — мне всегда это нравилось. Когда я попрощалась со сценой в Петербурге, наши дороги разошлись, но на предложение Дианы откликнулась с радостью. Мне показались интересными и идея спектакля, и возможность погрузиться в нее вместе с близким человеком». Идея, которая увлекла всех участников постановки,— взаимодействие двух состоявшихся личностей, имеющих схожий старт, но по-разному себя реализовавших. «О чем наш спектакль? О партнерстве, которое взаимодополняет и обогащает нас. На фоне друг друга наши персонажи выглядят еще ярче,— рассуждает Павленко.— Две индивидуальности существуют в одном мире, обретают собственный опыт — тот самый багаж, который делает человека мудрее, терпимее, дает возможность внутреннего роста, одним словом, делает из тебя — тебя. Когда же они встречаются, то трансформацию переживает каждая из них. Поэтому и для меня, и для Дианы, и для Павла было важно то доверие, которое возникает между артистами во время репетиций. Между нами оно было».
Глухов признается, что более или менее конкретный сценарный рисунок того, что будет происходить на сцене, у него был, но по ходу работы в студии спектакль менялся. Во-первых, когда у балерины на сцене нет физически сильного партнера, приходится забыть о многих технических элементах, включая поддержки — возможно, визуально самые эффектные приемы дуэтного танца. «В каком-то смысле у меня действительно оказалось меньше привычных средств, чтобы развить свою хореографическую мысль в "Дуо". Поэтому мы постарались сосредоточиться на поисках более гармоничного и естественного контакта внутри пары. Эта хореография напоминает мантру, которая все время повторяется»,— объясняет Павел. И тут же раскрывает вторую причину, по которой от первоначального замысла не осталось и следа: «Иногда сам постановочный процесс начинает тебя вести. Вдруг история сама куда-то выруливает, направляя тебя как хореографа. Это очень интересный процесс, ведь невозможно придумать все сразу. Так было и с "Дуо": сначала мне казалось, что наш спектакль будет более конкретным, уловимым с точки зрения сюжетности. Но довольно быстро стало понятно, что мы идем в сторону обобщенного повествования, которое обычно свойственно притчам. И это только сближает данную работу со зрителями, каждый из которых сможет трактовать ее по-своему».
Такой поворот в сторону философского наполнения «Дуо» оказался очень созвучен музыке, которую пишут специально для спектакля. Техническое задание на новую балетную партитуру (музыку в БДТ будут исполнять исключительно вживую) содержало отсылки к барочным сочинениям, дополненным русским фольклором и электронным звучанием. Учитывая такую специфическую палитру и сжатые сроки, поиск композитора потребовал времени, но его имя обещают совсем скоро раскрыть. «Идет живой творческий процесс, предполагающий поиск, какие-то изменения, и это нормально,— замечает Павел.— Нам было важно, чтобы музыка говорила не о бытовом, а, скорее, поднималась над обычными человеческими проблемами». В результате одиннадцатый сезон фестиваля Context. Diana Vishneva откроется спектаклем, состоящим из балетной постановки и музыкальной увертюры, идущей отдельным актом. «Ставить вторую хореографическую часть не хотелось, чтобы избежать ненужных сопоставлений и чтобы не смещать фокус с нашей основной истории. Так пришла идея начать только с музыки — хорала или какого-то подобного формата»,— говорит Глухов. В новом сезоне фестиваль Context. Diana Vishneva выводит работу с современной музыкой и ее сочинителями в отдельную тему, и потому такая структура «Дуо» выглядит логичной.
Возможность длительной и подробной работы с такими танцовщицами, как Диана Вишнева и Дарья Павленко, безусловный джекпот для любого постановщика. Они много видели, много знают и за свою карьеру успели свести знакомство с самой разной хореографией. Так что история двух индивидуальностей в «Дуо» оказалась не чистой выдумкой автора, а правдивым сюжетом. «Технически и Диана, и Даша совершенны, они пластичны вне танцевального движения, то есть даже паузы между фрагментами в их исполнении звучат. Но что очень заметно, так это их абсолютно разные точки сборки в творчестве,— рассказывает Павел.— Даша, как мне кажется, отталкивается от эмоционального наполнения партии, иногда мне даже приходилось ее придерживать, чтобы актерская составляющая не была такой яркой. Что же касается Дианы, то она в первую очередь идет за максимально четкой формой, которую досконально выстраивает с первых репетиций». Задачей-максимум для хореографа стало совместить два самобытных балетных характера в одном стилистическом полотне. Дарья Павленко дополняет: «Я бы сказала, что в спектакле даже подчеркивается, насколько мы с Дианой разные, мы не хотели этого скрывать. Особенно это будет заметно в наших соло».
Пока шла подготовка спектакля, балерины имели возможность много общаться. И вот что интересно: имея разный жизненный и сценический опыт, Дарья и Диана оказались похожи в главном. «У нас схожие приоритеты в профессии, тот самый профессиональный кодекс. Мы одинаково смотрим на ту миссию, которую несет танец. И в сложный период, который мы проживаем, очень важно делать все, чтобы искусство продолжалось. Рада, что сегодня мы можем работать над этим вместе с Дианой»,— говорит Дарья.